Единственный конфликт 13-го заседания воронежского «Клуба политологов» состоял в слухе, что заседание не состоится. Один из участников клуба политолог Дмитрий Нечаев написал в социальных сетях, что воронежское облправительство «закупорило почти все каналы нормального диалога региональной власти и местного гражданского общества». Теперь, дескать, закупорка коснулась и самого «Клуба политологов» как диалоговой площадки, где «происходило серьезное и демократическое обсуждение значимых региональных социально- политических проблем, с наличием минимума провластных записных общественников-марионеток».
Собравшиеся на заседание члены клуба не преминули заметить, что слухи о смерти «диалоговой площадки» сильно преувеличены. «Один петух тоже думал, что солнце всходит по его ку-ка-ре-ку, но в суп попал», - ответил Нечаеву один из представителей облправительства, что всегда активно участвует во всех заседаниях. Ответил заочно, поскольку сам Нечаев на заседании отсутствовал, он сегодня попал не в суп, а в Липецк.
Впрочем, «демократическое обсуждение значимых проблем» прошло гладко и спокойно не по причине отсутствия самого одержимого критика региональной власти, а потому что «выборы губернатора» (тема повестки заседания) не располагали к особой полемике. Все сошлись на том, что в сентябре фактически пройдут не выборы главы области из разных кандидатов, а референдум о доверии нынешнему врио губернатора Алексею Гордееву. Поэтому самым острым вопросом на сегодня является тема актуализации стратегии губернатора на ближайшие пять лет. Есть ли у Гордеева предложения для общества, которые станут для воронежцев стимулом прийти на избирательные участки и расписаться за пролонгацию его правления? Среди факторов, которые могут существенно повлиять на кампанию, были названы украинский вопрос, волна патриотизма в обществе и грядущий экономический кризис.
То, что случилось в России после Крыма, некоторые аналитики (в том числе и за рубежом) уже назвали новой патриотической революцией. «Русский вопрос», который раньше был уделом маргиналов, вдруг мобилизовал большинство населения. Например, майские демонстрации в этом году были самые многочисленные за последние 23 года. Сможет ли кто-то из противников Гордеева воспользоваться «волной патриотизма» и взлететь на ней в политическое поднебесье? Участники клуба сошлись во мнении, что среди вероятных кандидатов (Константин Ашифин, КПРФ; Олег Пахолков, «СР»; Сергей Журавлёв, ЛДПР) на это вряд ли кто-то способен.
Совсем припечатал противников губернатора руководитель ИОМ «Квалитас» Александр Романович, заметив, что «население совершенно не знает, кто такой Пахолков, кто такой Журавлёв, и немножко знает про Ашифина». В устах социолога это прозвучало без малого как приговор.
Но и Алексею Гордееву не стоит почивать на лаврах. С одной стороны, волна патриотизма (когда люди готовы отдать последнюю рубашку за Крым), схлынет, и обнажит к августу, возможно, не берег стабильности, а неуправляемый кризис. От губернатора срочно потребуется антикризисный региональный план. С другой стороны, идеологическое чудо Новороссии оборачивается вызовом для российских регионов в том смысле, что люди уже сейчас требуют реальных шагов по модернизации общественной системы. В противовес имитации политической жизни, что до сих пор годилась на безрыбье. Члены клуба не без уничижения помянули быстро закостеневшую «Единую Россию», поглумились над демократичными праймериз партии по выбору кандидатов в губернаторы.
Возвращаясь к актуализации стратегии Гордеева, что могла бы отмобилизовать общество, ваш журналист (а также член клуба) вспомнил о предыдущих попытках аналогичного жанра. Речь о Воронежском лидерстве, которое было громко заявлено, но сейчас как будто сошло на нет. А прежде чем предлагать что-то новое, не худо бы подытожить уже начатое, не так ли? Первый заместитель руководителя аппарата правительства области Андрей Марков дал двусоставный ответ на тему «лидерства». В части взлёта Воронежской области в различных рейтингах, оценивающих социально-экономические показатели, цели губернатора, дескать, уже достигнуты.
- Но Манифест Воронежского лидерства был также обращён и к обществу, это был призыв к потенциальным лидерам, что могли бы выйти на авансцену общественной жизни. Почему их не случилось, хотя кто-то всё же появился, это вопрос не столько к власти, сколько к обществу, - заметил Андрей Марков.
Да, никто не появился. Не считать же лидера ГС «Лидера» Бориса Нестерова в самом деле лидером? Это годится только для каламбура. И такой предводитель Гражданского собрания, патронируемого Гордеевым, уже говорит о многом. И прежде всего о том, что никакие яркие лидеры губернатору Гордееву, кроме него, не надобны. Неслучайно, на заседании клуба было сказано, что выборы воронежского губернатора-2014 очень напоминают выборы Путина-2004, когда соперники прямо говорили, что нет смысла соперничать с президентом. И президента почти не смущало, когда оппозиционеры выдвигали против него своих охранников. Это устраивало его больше, чем появление действительно сильных фигур.
Кстати вспомнилась первая встреча (март 2009 года) губернатора Гордеева с воронежскими журналистами. Тогда местная братия попробовала попытать бывшего министра сельского хозяйства насчёт его возможной команды. Присланный президентом губернатор ответил чётко: «Моя команда состоит из одного человека, его зовут Алексей Васильевич Гордеев».
По-человечески очень понятно. Будь я губернатором, сам бы так политику строил. А вот подняться над ситуацией, дать простор для инициатив независимым от тебя людям – это традиция, для утверждения которой понадобится ещё не одна патриотическая волна.
Комментарии