Президент Владимир Путин провел экономическое совещание с членами правительства, на котором спустил на них, как говорится, «полкана», обвинив едва ли не в сумасшествии за отмену электричек в регионах. Больше всех досталось вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но и губернаторам - тоже. А вот главного шубохранилищника страны, главу РЖД Владимира Якунина, позиция которого, по мнению воронежского губернатора Гордеева, и привела к отмене электричек, даже ругать не стал. Не то, что увольнять.
Поначалу та часть совещания Путина с членами правительства, которая касалась электричек, не предвещала беды. Но надо объективно сказать, что на фоне возможных протестов в стране, вызванных отменой пригородного железнодорожного сообщения, Дворкович всё-таки не призывал и дальше резать электрички по живому.
Напротив, он признал, что ситуация сложная, а ее причину объяснил «переходом на новые принципы договорных отношений между РЖД, федеральным бюджетом и регионами». И тут, безусловно, надо напомнить, что, по словам губернатора Алексея Гордеева, требования железнодорожников обходятся облбюджету в два раза больше, чем такси. Так что уже давно понятно, что дело не в каких-то там принципах, а, напротив, в беспринципности правительственных и (или) железнодорожных негодяев.
Аркадий Дворкович объяснил отсутствие денег у регионов, чтобы платить за электрички, кризисом, вызванным падением цен на нефть и западными санкциями. В результате снизились поступления налога на прибыль. Однако в позапрошлом году электрички в Воронежской области тоже отменяли. Так что дело явно не в санкциях и не в нефти.
Вице-премьер предложил комплекс мер из трех пунктов, чтобы восстановить электрички в месячный срок: снижение НДС по пригородному сообщению до ставки 10%, возвращение льготной ставки платы за инфраструктуру с 25% до 1% и, наконец, выделение дополнительных денег регионами.
И тут Остапа по… Пардон, Владимир Владимирович взорвался. Процитируем выборочно: «Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменения взаимоотношений между регионами и РЖД?.. Что, у нас Минтранспорта не существует что ли?... По-моему, вы курируете отрасль. Что происходит?.. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?..»
И резюме: «Железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно с соответствующими гарантиями РЖД». Что происходило в тот момент в голове у Аркадия Дворковича и как он, возможно, костерил главного шубохранилищника страны Якунина, сказать трудно. Но в ответ пошли оправдания. Причем речь шла уже не о том, чтобы вернуть электрички за месяц, а о том, чтобы найти решение проблемы за сутки.
Президент Владимир Путин, в свою очередь, несколько раз опять повторил слово «Немедленно», подчеркнув мысль, что железнодорожное пригородное сообщение - одна из важнейших составляющих нормального функционирования регионов.
В целом из стенограммы экономического совещания складывается впечатления, что крайний - Аркадий Дворкович. И, может быть, действительно он. Во всяком случае, в социальных сетях активно распространяется версия, что вице-премьер пытался подсидеть Якунина. На неё же работает недавнее признание главы Юго-Восточной железной дороги Анатолия Володько во время часа исполнительной власти в Воронежской облдуме: «Вице-премьер Дворкович сказал недавно глупость, что с рюкзаком до Владивостока быстрее дойти, чем по железной дороге». Ох, и не любят в РЖД Дворковича.
Так или иначе, но в Воронежской области больше интересна позиция губернатора. А Алексей Гордеев обвинял в отмене электричек РЖД и, значит, всё-таки Владимира Якунина, а не Дворковича: «В компании уходят от понимания того, что должна быть еще и социальная ответственность. Я всегда считал РЖД могучей структурой, отраслью, объединяющей и поддерживающей функционирование всей страны. Но все свелось к одному - нам надо зарабатывать деньги, у нас убытки, мы считаться ни с чем не хотим».
И вот что самое неприятное. Незадолго до того момента, как Владимир Путин раскритиковал Дворковича (кроме него, слегка досталось и губернаторам), стало известно, что Якунин договорился с французским Национальным обществом железных дорог о реализации проекта РЖД по созданию поездов для ночных пассажирских маршрутов. То есть он собрался заниматься развитием железных дорог во Франции, в то время как в российских регионах не ходят электрички. Нормальная, в общем, такая позиция для… ах какого патриота… Но только Франции. Они, значит, России не поставляют «Мистрали», а глава РЖД им - ночные поезда. Ну не редиска ли, если не сказать жестче?
Напомним, что воронежские чиновники, как могли, боролись с отменой электричек весь 2014 год. И их даже поддерживали некоторые депутаты Госдумы от региона. Последний эпизод длительной эпопеи «Эх, раз, еще раз, еще много, много раз», а именно, письмо в Минфин, ушло осенью. Видимо, был отказ, так как с нового года началась очередная волна сокращения электричек. С 12 по 14 января ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» отменила 20 электричек в Воронежской и Белгородской областях, в том числе по таким маршрутам, как Анна - Воронеж-1, Хава - Воронеж-1, Лиски - Валуйки, Таловая - Поворино. Десять поездов сократили пути следования и изменили расписание. Также с 1 января были отменены шесть поездов в Курской области и 18 - в Орловской.
Известно, что с 10 февраля должна была начаться новая волна. Минус девять электричек в Воронежской области. Если слова «Немедленно» от президента, причем сказанного несколько раз, достаточно, никто электрички больше трогать не будет.
Комментарии