Во время каждого визита Петра I в Воронеж случалась беда

Во время каждого визита Петра I в Воронеж случалась беда
На необычной экскурсии наш корреспондент выяснил, что происходило в нашем городе во время правления царя

Петра I возмутили воронежские дороги

На днях в Воронеже прошла экскурсия «По следам Петра I». Заведующая кафедрой  русского языка Медицинской академии Ольга Дедова рассказала о том, что было в нашем городе во время правления царя.

Мероприятие стартовало возле главного корпуса ВГУ - именно на этом месте когда-то был монастырь, вокруг которого и расположился город.

- Пётр был совсем молодым и амбициозным, когда в первый раз попытался взять Азов. С поражением не смирился, поэтому стал обдумывать, как всё-таки завоевать победу, - рассказывает экскурсовод Ольга Дедова. – Царь первым делом решил построить достойный флот и занялся поиском города, который подходил бы для этого. Выбор пал на Воронеж.

Когда Пётр приехал в наш город в первый раз, он остался недоволен. Царю показалось, что здесь слишком много пустот. Он вырос в немецкой слободе, поэтому растрата свободного пространства его пугала.

Сам город представлял собой крепость. Он был диаметром около 800 метров, вокруг монастыря, а дальше начинались слободы. Было всего четыре каменных здания, что немало удивило Петра. Но рядом была река, лес, к тому же прямой выход к Азовскому морю, поэтому флот решили строить здесь.

- Одной из главных претензий Петра к Воронежу были дороги. Собственно, с тех пор ничего не изменилось, - улыбается экскурсовод.  – Он велел построить их должным образом. Через каждые 20-30 вёрст поставили постоялые дворы, где можно было поменять лошадей. Вдоль дорог соорудили верстовые столбы. Кроме того, дорогу обсадили деревьями, чтобы сильно не дул ветер. Пётр поставил задачу – путь от Москвы до Воронежа должен занимать не больше 53 часов.

В  наш город Пётр приезжал 17 раз. Причём во время каждого его визита случалось какое-либо трагическое событие или природный катаклизм. Во время одного из приездов умер брат Петра Иван, в следующий раз посреди лета начался град, затем река вышла из берегов, а в  другой визит наоборот – обмелела. Весной, когда царь был в Воронеже, из-за природного катаклизма умерли половина мужиков.

- Ничего удивительно в этом нет – это же Воронеж, чего ещё от него ждать, - смеётся экскурсовод. – Город постоянно горел, Петра это тоже в немалой степени напрягало.

Строительству флота мешали монахини

По приказу Петра для строительства флота в Воронеж привозили иностранцев. При этом им платили зарплату гораздо больше, чем русским мужикам. Все они строили на свой лад. Поэтому наш город стал выглядеть интернационально.

- Во время строительства флота смертность была очень высокая. Люди умирали из-за полной антисанитарии, которая тут творилась, - продолжает Ольга Дедова. – Там, где сейчас ближняя Чижовка, было большое иностранное кладбище. Чуть дальше от них хоронили русских. Поэтому среди местных жителей появилось интересное выражение – когда кто-то умирал, воронежцы говорили «его отправили в Голландию». Кладбище существовало очень долго. Но в один момент земля обрушилась и кости вылезли наружу... Мертвых перезахоронили.

Это далеко не все изменения, произошедшие в городе во время строительства флота. Из-за болезни царь не ел никогда молочных продуктов и сладостей. Для него готовили только щи, кашу и мясо. Но всё это он запивал огромным количеством пива. Так в нашем городе активно заработал пивзавод. Пётр заставил полюбить этот напиток всё население.

Практически исчез женский монастырь, который был на месте ВГУ. Он был очень богат и царь забрал себе часть крепости.

- Казачки, которых сюда ссылали, не отличались смиренностью поведения. Их отправляли в монастырь, чтобы скрыть позор. А недалеко от здания был источник. Мужики, строящие корабли, спускались к нему за водой и заглядывались на монашек. Это значительно мешало работе. Царь чтобы исключить неприемлемое поведение, запретил девушкам просто так «шляться по городу», монахини такого стерпеть не смогли и перекочевали в другой монастырь.

Копию корабля «Гото предестинация» прибьют к берегу гвоздями и сделают кабак

Группа подходит к набережной. Перегнувшись через перила, экскурсанты рассматривают остров посреди водохранилища. Сейчас там турбаза, а по субботам  привозят на фотосессию женихов и невест.

Изначально остров посреди реки был другим. Он находился чуть ближе к берегу и другой формы. Когда создавали водохранилище, остров ушёл под воду, а на его месте искусственно насыпали новый.

- Приехав в Воронеж, царь построил на острове адмиралтейство. Соорудили склад боеприпасов, поставили часовню, - продолжает Ольга Дедова. – В часовне поместили первые в истории Европы огромные часы, которые показывали время.  Уже потом, после Петра, их перевезли в Павловск.

Всем кораблям Пётр лично придумывал название, герб и девиз. Так на свет появились: «Бомба» под  лозунгом «Горе тому, кому достанусь», «Виноградная лоза» - «после слёз приходит плод», «Собака» - «не робкая верность», «Три рюмки» - «держите меры во всех делах» и многие другие.

- Был и корабль под названием «Воронеж», - отмечает экскурсовод. – Герб для него Пётр придумал очень странный: три бугра и три пальмы. Как эти деревья связаны с нашим городом - неизвестно. Корабль плыл под девизом «Со временем». Вероятнее всего, царь очерчивал для Воронежа большие перспективы в будущем. Но сегодня мы видим, что стало с наследием Петра...

В 1696 году царь решил построить корабль сам. Это было первое судно, которое сделано руками русских людей, правда, по английскому варианту. Корабль получился невероятно красивым. Его назвали  «Гото предестинация», что в переводе с латыни обозначает «Божье предвидение». Корма была украшена фигурой молящегося Петра. После того, как Азов снова перешел туркам, корабль им же продали.

- Несколько лет назад решили восстановить копию «Гото», - продолжила Ольга Дедова. – Правда, теперь он уже не деревянный, а металлический. И двигаться он будет не на пару, а на дизеле. Мне кажется, что сделают какой-то современный теплоход. И ходить он будет по водохранке не долго. Потом гвоздями прибьют и кабак сделают…

Наследие Петра два раза разворовывали

Через 30 лет после смерти царя губернатор Бегичев решил увековечить память Петра. Разработали проект: поставить памятник, сделать алею, превратить часть города в культурно-просветительскую зону. Губернатор согласовал перестройку в Москве. Часть средств выделил император, часть отдал богатый воронежский инвалид, остальное собрали всеобщими усилиями. Но пока утверждали план, деньги разворовали. Лет через 15-20 уже другой губернатор снова решил заняться восстановлением наследия Петра и снова ситуация повторилась – деньги «освоили», так сказать «пустили в народ».

Несмотря на то, что воронежцы уверены, что Петра по праву можно считать «своим», от его присутствия в нашем городе ничего не осталось. Есть только памятник да и тот стоит далеко от «петровских» мест, да и смотрит совершенно в другую сторону.

Часть построек царя сгорело, часть разрушили во время войны, а остальное пришло в запустение... 

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.