Петра I возмутили воронежские дороги
На днях в Воронеже прошла экскурсия «По следам Петра I». Заведующая кафедрой русского языка Медицинской академии Ольга Дедова рассказала о том, что было в нашем городе во время правления царя.
Мероприятие стартовало возле главного корпуса ВГУ - именно на этом месте когда-то был монастырь, вокруг которого и расположился город.
- Пётр был совсем молодым и амбициозным, когда в первый раз попытался взять Азов. С поражением не смирился, поэтому стал обдумывать, как всё-таки завоевать победу, - рассказывает экскурсовод Ольга Дедова. – Царь первым делом решил построить достойный флот и занялся поиском города, который подходил бы для этого. Выбор пал на Воронеж.
Когда Пётр приехал в наш город в первый раз, он остался недоволен. Царю показалось, что здесь слишком много пустот. Он вырос в немецкой слободе, поэтому растрата свободного пространства его пугала.
Сам город представлял собой крепость. Он был диаметром около 800 метров, вокруг монастыря, а дальше начинались слободы. Было всего четыре каменных здания, что немало удивило Петра. Но рядом была река, лес, к тому же прямой выход к Азовскому морю, поэтому флот решили строить здесь.
- Одной из главных претензий Петра к Воронежу были дороги. Собственно, с тех пор ничего не изменилось, - улыбается экскурсовод. – Он велел построить их должным образом. Через каждые 20-30 вёрст поставили постоялые дворы, где можно было поменять лошадей. Вдоль дорог соорудили верстовые столбы. Кроме того, дорогу обсадили деревьями, чтобы сильно не дул ветер. Пётр поставил задачу – путь от Москвы до Воронежа должен занимать не больше 53 часов.
В наш город Пётр приезжал 17 раз. Причём во время каждого его визита случалось какое-либо трагическое событие или природный катаклизм. Во время одного из приездов умер брат Петра Иван, в следующий раз посреди лета начался град, затем река вышла из берегов, а в другой визит наоборот – обмелела. Весной, когда царь был в Воронеже, из-за природного катаклизма умерли половина мужиков.
- Ничего удивительно в этом нет – это же Воронеж, чего ещё от него ждать, - смеётся экскурсовод. – Город постоянно горел, Петра это тоже в немалой степени напрягало.
Строительству флота мешали монахини
По приказу Петра для строительства флота в Воронеж привозили иностранцев. При этом им платили зарплату гораздо больше, чем русским мужикам. Все они строили на свой лад. Поэтому наш город стал выглядеть интернационально.
- Во время строительства флота смертность была очень высокая. Люди умирали из-за полной антисанитарии, которая тут творилась, - продолжает Ольга Дедова. – Там, где сейчас ближняя Чижовка, было большое иностранное кладбище. Чуть дальше от них хоронили русских. Поэтому среди местных жителей появилось интересное выражение – когда кто-то умирал, воронежцы говорили «его отправили в Голландию». Кладбище существовало очень долго. Но в один момент земля обрушилась и кости вылезли наружу... Мертвых перезахоронили.
Это далеко не все изменения, произошедшие в городе во время строительства флота. Из-за болезни царь не ел никогда молочных продуктов и сладостей. Для него готовили только щи, кашу и мясо. Но всё это он запивал огромным количеством пива. Так в нашем городе активно заработал пивзавод. Пётр заставил полюбить этот напиток всё население.
Практически исчез женский монастырь, который был на месте ВГУ. Он был очень богат и царь забрал себе часть крепости.
- Казачки, которых сюда ссылали, не отличались смиренностью поведения. Их отправляли в монастырь, чтобы скрыть позор. А недалеко от здания был источник. Мужики, строящие корабли, спускались к нему за водой и заглядывались на монашек. Это значительно мешало работе. Царь чтобы исключить неприемлемое поведение, запретил девушкам просто так «шляться по городу», монахини такого стерпеть не смогли и перекочевали в другой монастырь.
Копию корабля «Гото предестинация» прибьют к берегу гвоздями и сделают кабак
Группа подходит к набережной. Перегнувшись через перила, экскурсанты рассматривают остров посреди водохранилища. Сейчас там турбаза, а по субботам привозят на фотосессию женихов и невест.
Изначально остров посреди реки был другим. Он находился чуть ближе к берегу и другой формы. Когда создавали водохранилище, остров ушёл под воду, а на его месте искусственно насыпали новый.
- Приехав в Воронеж, царь построил на острове адмиралтейство. Соорудили склад боеприпасов, поставили часовню, - продолжает Ольга Дедова. – В часовне поместили первые в истории Европы огромные часы, которые показывали время. Уже потом, после Петра, их перевезли в Павловск.
Всем кораблям Пётр лично придумывал название, герб и девиз. Так на свет появились: «Бомба» под лозунгом «Горе тому, кому достанусь», «Виноградная лоза» - «после слёз приходит плод», «Собака» - «не робкая верность», «Три рюмки» - «держите меры во всех делах» и многие другие.
- Был и корабль под названием «Воронеж», - отмечает экскурсовод. – Герб для него Пётр придумал очень странный: три бугра и три пальмы. Как эти деревья связаны с нашим городом - неизвестно. Корабль плыл под девизом «Со временем». Вероятнее всего, царь очерчивал для Воронежа большие перспективы в будущем. Но сегодня мы видим, что стало с наследием Петра...
В 1696 году царь решил построить корабль сам. Это было первое судно, которое сделано руками русских людей, правда, по английскому варианту. Корабль получился невероятно красивым. Его назвали «Гото предестинация», что в переводе с латыни обозначает «Божье предвидение». Корма была украшена фигурой молящегося Петра. После того, как Азов снова перешел туркам, корабль им же продали.
- Несколько лет назад решили восстановить копию «Гото», - продолжила Ольга Дедова. – Правда, теперь он уже не деревянный, а металлический. И двигаться он будет не на пару, а на дизеле. Мне кажется, что сделают какой-то современный теплоход. И ходить он будет по водохранке не долго. Потом гвоздями прибьют и кабак сделают…
Наследие Петра два раза разворовывали
Через 30 лет после смерти царя губернатор Бегичев решил увековечить память Петра. Разработали проект: поставить памятник, сделать алею, превратить часть города в культурно-просветительскую зону. Губернатор согласовал перестройку в Москве. Часть средств выделил император, часть отдал богатый воронежский инвалид, остальное собрали всеобщими усилиями. Но пока утверждали план, деньги разворовали. Лет через 15-20 уже другой губернатор снова решил заняться восстановлением наследия Петра и снова ситуация повторилась – деньги «освоили», так сказать «пустили в народ».
Несмотря на то, что воронежцы уверены, что Петра по праву можно считать «своим», от его присутствия в нашем городе ничего не осталось. Есть только памятник да и тот стоит далеко от «петровских» мест, да и смотрит совершенно в другую сторону.
Часть построек царя сгорело, часть разрушили во время войны, а остальное пришло в запустение...
Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии