Во вторник, 12 мая, в Воронежском государственном университете стартовал Международный форум «Образовательное и культурное пространство СНГ: векторы развития».
Мероприятия начались с выступления эксперта из Ирландии в области проблемно-ориентированного обучения, сотрудника Университетского колледжа города Корк Деклана Кеннеди. Он провел семинар, посвящённый разработке учебных программ.
Гость рассказал о методиках обучения, которые используются в 30 странах. По его словам, главное, чтобы студенты умели применять полученные знания на практике, а также давать оценку результатам своего обучения.
- Мы должны ясно и чётко объяснять студентам, чем они будут заниматься на работе, - отметил Деклан Кеннеди.
Методы, о которых говорил спикер, связаны с Болонской системой образования. Процесс предполагает единую систему обучения в высших учебных заведениях разных стан. В Европе студенты могут не только переходить из одного вуза в другой, но и менять факультеты. Дело в том, что система позволяет обучающимся самостоятельно выбрать предметы для посещения. Таким образом, те, кто поступал, к примеру, на физический факультет, после обучения могут получить диплом химика или биолога и так далее. В России пока такой подход не применяют. Спецкурсы по выбору существуют только внутри факультетов.
При этом в России, в том числе и в ВГУ, уже введена двухуровневая система образования. Нововведение полностью стёрло «специалитет», разделив студентов на бакалавров и магистров.
Эксперт уверен, что вузы стран СНГ, в которых используется Болонская система образования, должны реформировать учебные программы, чтобы подвести их под единый стандарт. Это позволит учебным заведениям участвовать в международных проектах. К слову, ВГУ стал вторым вузом России, который перешёл на двухуровневую систему обучения (разделение на бакалавриат и магистратуру).
- Болонский процесс – это самое большое изменение, которое происходило в образовании. Мы свидетели того, насколько он эффективен, - заявил спикер. – Новая система облегчила работу структуры высшего образования, а студенты получили возможность беспрепятственно переходить из одного вуза в другой.
Сейчас Болонская система обучения используется в 47 странах. В них университеты придерживаются единых стандартов.
- Чётко прописывая цели, мы делаем образование прозрачным, - продолжил Деклан Кеннеди. – Наша задача сохранить индивидуальность каждого вуза, но при этом унифицировать его. Такой подход способствует международной мобильности, а также делает образование равнозначным во всех странах.
Воронежский госуниверситет уже давно принимает участие в курсах повышения квалификации «Международные научные и образовательные проекты. Управление качеством образования». Благодаря этому, вузу удалось наладить взаимоотношения со многими высшими учебными заведениями за рубежом. К примеру, по словам ректора Дмитрия Ендовицкого, ВГУ активно сотрудничает с Университетом прикладных наук города Грац.
Отметим, форум проходит в рамках проекта «Культурные столицы Содружества». Воронеж стал площадкой для проведения мероприятия, так как в прошлом году ему присвоили соответствующий статус.
НАША СПРАВКА
Болонскую систему образования начали внедрять в конце 20 века. Официальной датой начала процесса считают 19 июня 1999 года. Тогда была подписана Болонская декларация. К процессу присоединились 29 стран.
Россия переняла этот метод обучения в сентябре 2003 году на встрече министров образования европейских стран в Берлине. Постепенно систему внедрили во все вузы страны. В 2005 году декларацию подписала Украина, а в 2010 году Казахстан.
Задачи Болонского процесса – привести высшее образование к единым стандартам. Дипломы вузов, в которых введена система, считаются равнозначными.
Реформирование создало двухуровневую систему высшего образования. Первый уровень предполагает обучение 3-4 года, после которого студент получает степень бакалавра. Второй уровень считается не обязательными. Студенты в течение 1-2 лет углублено изучают определённую специализацию и получают степень магистра.
Комментарии