«Самые главные на Новый год – это ёлка, Дед Мороз и салат «Оливье». И уже после них Снегурочка…»

Интернет-газета «Время Воронежа» посетила уникальную школу Дедов Морозов, которая второй год подряд проходит в нашем городе [фото + видео]

Деда Мороза, который был на Руси, не очень любили…

- Кикиморы – это некрещеные или проклятые матерями дети, а также младенцы, которых похитила и воспитала у себя нечистая сила, - диктует собравшимся оратор. – Еще были распространены шишинги и шишиморы.

… Небольшой зал с бежевыми стенами, по центру буквой «П» расположился стол, за которым с внешней и внутренней стороны сидят люди. Одни что-то старательно записывают, другие полагаются на память и лишь слушает лектора, стоящего во главе стола. Со стороны мероприятие похоже на обычную университетскую лекцию. Но, если прислушаться к словам выступающего, сразу понимаешь, что это отнюдь не простой семинар.

Пока люди записывают названия разнообразной нечисти, выступающий поясняет: «Эти образы и поверья вы тоже можете использовать в своих постановках».

В субботу, 15 декабря, в городском дворце культуры в Воронеже открылось необычное учебное заведение – школа Дедов Морозов.

Новый год – праздник сезонный. Он бывает лишь один день в году, так и праздничная школа – проводится лишь раз. Кто не успел записаться на бесплатный семинар – тот опоздал. Ведь это только на первый взгляд кажется, что изображать героев сказок несложно. На самом деле, чтобы стать настоящим волшебным персонажем, нужно долго и упорно учиться.

Утром в школе собралось три десятка человек. Но прежде чем посвящать в секреты успешного проведения «ёлок», будущих Дедов Морозов и Снегурочек отправили на лекцию «История возникновения новогодних праздников». Каждый сказочный персонаж должен подробно знать легенду своего появления.

 - Мороз, которого мы сейчас видим - добрый, ласковый, своеобразный, он творит добро, - рассказывает режиссёр городского дворца культуры Геннадий Васильев. - А Деда Мороза, который был на Руси, не очень любили. Во-первых, никаких подарков он не дарил. Во-вторых, он был очень злой, потому что он любил холод – носился по полям и лесам с посохом, стучал им по деревьям и избам и этим стуком вызывал жуткие морозы.

По словам лектора, добрым Дед Мороз стал лишь во времена Пётра I. Когда царь ввёл на Руси  новое летоисчисление, он сказал, что Дед Мороз должен быть весёлым, добрым и всем раздавать подарки.

Тогда народ сразу стал трансформировать образ мифического персонажа. Люди сделали из него своеобразного «зимнего кузнеца», который заковывает людом реки, рисует морозные рисунки на стёклах.

- Народ наш думал, как же так, Дед Мороз приходит холодный, грозный, рядом с ним должен быть кто-то противоположный ему – нежный, ласковый. Так появилась Снегурочка. Считается, что её родина – село Щелыково. Там была усадьба Александра Островского, где он написал свою пьесу-сказку «Снегурочка».

По словам лектора, образ внучки Деда Мороза можно обыгрывать по-разному: ласковая, красивая и умная девчушка всегда помогала и подсказывала дедушке. Старичок мог позабыть варежку, потерять мешок с подарками, а Снегурочка всегда выручала пожилого родственника.

Потом режиссер рассказал ученикам о важности разработки сюжета. По его словам, готовых рецептов праздника не так много, а если копировать их механически, представление получится скучным и неинтересным. Чтобы зрителям понравилось, Геннадий Васильев рекомендовал писать сюжеты самим, обыгрывать старые сказки и легенды, но привносить в каждое выступление что-то новое. Так и актерам будет интереснее – не повторять из года в год один избитый сюжет, и зрители порадуются.

На десять Снегурочек по статистике девять Дедов Морозов

После лекции ученики необычного отправились на мастер-класс по хороводным танцам. В день проведения школы навестить своих преемников в город пришёл настоящий мороз. В большом зале поначалу было очень холодно – почти как в новогоднем лесу. Некоторые участники даже попытались отпроситься, чтобы сходить за верхней одеждой в гардероб, но не тут-то было.

- Какую еще верхнюю одежду? – громогласно возмутилась ведущая следующего занятия доцент кафедры этномузыкологии ВГАИ Александра Самотягина. – Сейчас все разогреемся. Ну-ка встаньте все быстро в круг!

Для начала преподаватель попросила будущих Дедов Морозов и Снегурочек просто пройти по кругу, а потом перейти на приставной шаг. Торопясь согреться, ученики с воодушевлением затопали по старенькому паркету. Сцена задрожала.

- Стоп-стоп-стоп! – закричала Александра Самотягина, вбегая внутрь хоровода. – Я понимаю, что всем холодно, но давайте не будем так сильно топать. Давайте еще раз - тихонько, спокойно, приставным шагом.

Ученики старательно, уже аккуратнее, прошли по кругу, отбивая нужный ритм. Затем преподаватель попросила разделиться на пары. Вот тут-то и выяснилось, что снегурочек на школу пришло гораздо больше, чем Дедов Морозов. Несколько «внучек» осталось стоять без партнёров, косясь на счастливиц, успевших заполучить себе пару.

- Давайте, я двух снегурочек возьму, - вызвался один из молодых людей.

- Не надо, ты с одной для начала справься, - усмехнулась преподаватель, разбивая оставшихся девушек на пары друг с другом. – Вы только определитесь, кто из вас кто.

После этого ученики школы Дедов Морозов начали разучивать марийскую кадриль. Получалось сначала не у всех, с непривычки молодые люди и девушки путались и не могли двигаться синхронно, нечаянно налетая на соседей и создавая путаницу. Но под руководством педагога буквально за полчаса выучили два танца.

Но настоящие Дед Мороз и Снегурочка должны уметь не только ловко танцевать, но и красиво петь. Доцент кафедры этномузыкологии решила разучить с собравшимися простую новогоднюю русскую народную песню «Зимушка-зима».

Слова оказалось запомнить несложно, а вот исполнение преподавателя сначала не очень порадовало. Основная претензия оказалась к малочисленным Дедам Морозам, которые низко и брутально голосили «ой ли, ой люли ли», привнося в песню какой-то новый оттенок.

- В южнорусской традиции мужчины поют звучно, но высоко, а вы как поете? Как Шаляпин что ли? – шутя, отучала будущих Дедов Морозов петь басом Александра Самотягина.

В конце занятия все ученики овладели важным для сказочных персонажей умением водить, пританцовывая, хоровод и одновременно петь песни.

После небольшого перерыва на площадку вышел следующий педагог – игротехник Раиса Сумина. Она рассказала Дедам Морозам и Снегурочкам о самых новых и популярных играх и танцах для детей и взрослых.

«Вы волшебники, и от вас ждут чуда»

А затем перед собравшимися появился самый настоящий Дед Мороз. Правда, сегодня он был одет не в роскошную красную шубу, а в обычные брюки и рубашку – дедушка пока отдыхает, сезон поздравлений ведь еще не начался.

Представляясь ученикам, Игорь Марков пояснил, что как самый реалистичный сказочный персонаж он до этого много лет прожил на севере.

- Дед Мороз – один из самых консервативных персонажей в наших российских сказках, - рассказал актёр. - Его ждут все: и взрослые, и дети. Но, чтобы быть настоящим Дедом Морозом, нужно соблюдать некоторые правила.

- Вы – волшебники, - поясняет Игорь Марков. – Когда вы приходите к людям, все от вас ждут чуда, и вы им должны обладать. Каждое своё появление вы должны закончить волшебством.

Подробно описав образ Деда Мороза актер, усмехнувшись, оглядел зал, где преимущественно сидели «Снегурочки».

- Видите, я почти ничего не сказал про внучку дедушки, - смеясь, отметил преподаватель. – Снегурочка – это дело десятое на Новый год. Самые главные – ёлка и Дед Мороз, на третьем месте – салат «Оливье», а лишь затем идёт Снегурочка.

- Дискриминация какая-то, - зашептались обиженные «внучки».

- Я никого не хочу обидеть, - начал оправдываться актёр. - Представьте себе – на праздник придет Снегурочка без Деда Мороза? Это невозможно вообразить. А Дед Мороз без внучки – вполне нормально, все через несколько минут забудут, что её не было.

По словам актёра, Снегурочка должна быть милой внучкой, которая кроме восхищения и умиления ничего не должна вызывать у гостей. А основную нагрузку должен нести дедушка.

- Снегурочки, вы должны присматривать за своим Дедом Морозом, чтобы очень близко к нему не подходили дети, - пояснил Игорь Марков. – У него из-за костюма и бороды ограниченный диапазон видимости. Вокруг себя в районе метра «дедушка» не видит. Если на каком-то мероприятии Дед Мороз наступит на ребёнка, то испортится весь праздник.

В завершении своего выступления актёр раскрыл некоторые секреты наложения грима и оформления костюма.

- Не надо его много мазать, - пояснил слушателям Игорь Марков. - Дед Мороз должен быть нормальным старичком. Вы пришли с холода, у вас щечки розовые, но это должен быть здоровый румянец, а не тонна помады на лице.

По словам преподавателя, сказочные персонажи должны быть естественными, похожими на людей. Чтобы зрители верили в то, что перед ними настоящие, хоть и волшебные герои…

КСТАТИ

По итогам обучения слушатели получили сертификаты с правом работы на корпоративах и детских новогодних утренниках.

Школа Дедов Морозов проводится у нас в городе второй год подряд. По словам организаторов, в этом году оказалось намного больше желающих овладеть сказочной профессией.

-  У нас сегодня на занятия пришли и школьники, и студенты, и люди постарше, - рассказывает режиссер Геннадий Васильев. - Мы ставили цель – вызвать интерес, расширить диапазон желающих научиться этому новогоднему мастерству. В прошлом году школа была трёхдневная, а в этом – нам пришлось сократить программу. В силу занятости людей, решили, что такие долгие занятия неудобно. Но, мне кажется, что нужно все-таки расширять временные рамки, сейчас ученики повторяют все за преподавателями, а лучше было бы, чтобы они сами разрабатывали новогоднюю программу и защищали её. 

А вы верите в Деда Мороза?

Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.