Бросив взгляд на календарь, редакция интернет-газеты «Время Воронежа» вспомнила, что пришло время подвести итоги уходящего 2014 года не только поквартально, но и с экспертами, что были с нами весь этот уникальный во многих отношениях год.
Мы попросили наших экспертов назвать событие федерального и регионального масштаба, которое не только задало тон всему 2014 году, но и обязательно будет иметь последствия в 2015 году. Также редакцию интересовали возможные сценарии развития этих последствий.
Понятно, что практически все собеседники начинали свой ответ с одного слова-события, того, что состоит из чётырех букв и рифмуется с Древним Римом.
Однако, как и при анализе войны и мира той великой империи, здесь интересны нюансы и подробности.
Экономические нюансы сценария будущего мы обсудили с финансовым аналитиком Еленой Чуфриновой.
- Крым – это долгосрочная история. Это комплексное событие, в котором переплетено всё - и война санкций, и испорченные отношения с Западом, и ухудшение отношений с Украиной. И сейчас мы стоим перед очень большой неопределённостью. Никто не знает, сколько продлятся санкции, никто не знает, какая будет цена на нефть, - считает эксперт, делая неожиданное противопоставление при переходе на местный уровень. - При этом подчеркнём, что региональное событие года - перевыборы Алексея Гордеева задают как раз определённую стабильность. Дают надежду на то, что у нас особых политических изменений не будет. Ведь экономика очень любит стабильную политику. В связи с этим показатели Воронежской области будут несколько лучше, чем общероссийские.
- Получается, в общероссийском масштабе - неопределённость, а в Воронеже стабильность?
- Ну как сказать… В пределах возможного - стабильность. Просто чуть лучше, чем в целом по России.
- А какова, по-вашему, сейчас вилка неопределённости?
- Если говорить о полярных значениях, то самый катастрофический сценарий – это редкая в своей жесткости эскалация противостояния с Западом плюс убийственное падение цены на нефть, скажем, до 30 долларов за баррель. Соответственно самый хороший поворот - возврат нефти к 100 с лишним долларам за баррель с потеплением во взаимоотношениях с Европой и США.
- И вероятность обоих полярных вариантов одинакова?
- В принципе, да, одинакова. Впрочем, очень плохой сценарий всё-таки менее вероятен, чем хороший. Потому что мы не видим особой заинтересованности ни у Запада, ни у России к дальнейшей эскалации ситуации, и никто не заинтересован, чтобы нефть упала даже до сорока долларов. Крупные нефтяники склоняются к мнению, что саудиты сегодня блефуют, когда заявляют, что их устроит и 20 долларов.
- Спасибо, для предновогоднего прогноза лучше всего здесь и поставим точку.
От редакции: на этом месте должен был быть «смайлик».
Комментарии