Стрит-арт (уличное искусство с ярко выраженным урбанистическим стилем) в последнее время является участником многих скандалов. Например, к годовщине смерти Виктора Цоя в Санкт-Петербурге появилась новая достопримечательность – портрет музыканта на одной из бесхозных стен города. Власти культурной столицы тут же отреагировали – захотели закрасить рисунок как «несогласованный арт-объект». За изменение решения выступили не только любители рок-музыки, но и даже прокремлевские активисты. Решение, якобы, отменили. Но другие портреты – Мерлин Монро, Билла Гейтса и иных знаменитостей, всё-таки уберут. Мол, нельзя и всё, надо было согласовывать. При этом в социальных сетях, в группах, посвященных Санкт-Петербургу, фотографии арт-объектов привлекли внимание. Собрали множество «лайков» и комментариев.
Интернет-газета «Время Воронежа» решила выяснить, как в нашем городе, где нет такого как в Питере большого количества сохранившихся исторических зданий, относятся к граффити, и можно ли с их помощью создать в нём яркое уличное пространство.
Резонировать общество
Денис Евграфов занимается граффити не так давно. В апреле, когда молодой человек начал изучать эту сферу городского искусства, многие художники ему говорили, что в Воронеже граффити давно умерло, и людей, которые могут рисовать действительно красивые вещи, практически нет. Но сейчас парень не просто нашел живые клетки в организме городского искусства, но и создал целую карту воронежских граффити, где обозначены разрисованные дома. Здесь и какие-то абстрактные узоры, и рисунки с 3D-эффектом, и красоты природы, и даже рисунки с социальным подтекстом. Большинство граффити вызывают восхищение. Конечно, это не рисунок Дмитрия Врубеля на берлинской стене, изображающий поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера, но доехать, к примеру, до «Завтра» (Ворошилова, 7) захотелось.
- Сам я не рисую, - признается Денис. – Я больше занимаюсь продвижением стрит-арта. Карта родилась как туристический маршрут по граффити Воронежа.
Отметим, что подобные маршруты есть и во многих европейских городах. К примеру, в Брюсселе даже есть путеводители по рисункам на стенах домов. Они уже, наряду с Писающим мальчиком, стали тем, ради чего туристы едут в этот город. Правда, комиксы на стенах там выполняют не только функцию украшательства, но и социальную – рассказывают о проблемах геев, детей, инвалидов и других. Да и власти регулярно выделяют средства и площади для творчества граффитистов. Если первый фактор зависит, в большей степени, от авторов, то второй – полностью от городских властей. И с этим дела в Воронеже обстоят не лучшим образом.
- Практически нет никакого сотрудничества с властями, бывает, что помогают с проведением фестивалей, но мало кто умеет договариваться о поверхностях, на которых можно рисовать, - рассказал Денис Евграфов. – Прямого общения «художники-власть» нет. Нет и противодействия, потому что мы рисуем в основном на объектах частной собственности. Художники просят только легальные стены для тренировок, но их нет.
При этом своими рисунками художники не хотят никого обидеть. И, кстати, вопреки расхожему мнению, не собираются рисовать на стенах черепа и кости. А хотят влиять на общество. К примеру, воронежские граффисты сейчас реализуют один интересный социальный проект.
- Мы рисуем русские слова и выражения на городских стенах, среди них «Знай меру», «Добро», «Красота». Эти слова резонируют общество, - уверен Денис Евграфов. – Например, на Машмете на одном частном здании хотим написать слово «Справедливость».
Между тем, даже такие проекты поддерживаются только бизнесменами, и нет никакой подмоги от городских властей.
Только советом
В управлении культуры Воронежа отсутствие помощи объясняют абсолютно объективными причинами. Мол, мы не против помочь, но обстоятельства не позволяют.
- Отношение к рисункам на стенах у населения противоречивое, - рассказал интернет-газете «Время Воронежа» руководитель городского управления культуры Иван Чухнов. – Какой-то части населения это нравится, какой-то очень сильно не нравится. Поэтому здесь дело не в органах власти, а в мнении населения. И в Санкт-Петербурге скандал был, не потому что властям не понравилось, а потому что часть населения сказала: это безвкусно, плохо, недопустимо.
Но вместе с тем ничего плохого в том, что граффисты рисуют на стенах зданий, принадлежащих частным лицам, Иван Чухнов не видит – в качестве площадки можно использовать, к примеру, строительные заборы, главное – согласовать с собственником.
А вот с обещанием выделить поверхности для рисунков чиновник не спешит – «ничейного в городе почти не осталось».
- В городе практически нет муниципальных зданий, - рассказал Иван Чухнов. – У жилого дома есть управляющая компания, у строительного забора – строительная компания и так далее. Бегать по собственникам и договариваться с ними вместо ребят мы не можем. То есть у нас есть возможность оказать содействие, если они будут к нам приходить и говорить, вот у нас есть такая идея, но по сути дела, мы можем помочь им только советом.
Легальное явление?
- Я обеими руками за паблик-арт, - признался директор художественной галереи «Х.Л.А.М» Алексей Горбунов. – Нужно принимать объекты для оживления города, конечно, это могут быть и рисунки на стенах, но, на мой взгляд, они очень близки к буржуазному вкусу. Я не поклонник граффити и никогда не видел граффити, которые «строили» бы меня визуально.
Между тем, компромисс между населением, которое не очень хочет видеть в городе творения уличных художников, и самими граффитистами, которые считают, что таким образом можно разукрасить серость, по мнению собеседника «Времени Воронежа», найти можно.
- Есть же пустые заборы. В Перми, например, их используют как место для длинных историй, и среди них есть художественные вещи, - предложил Алексей Горбунов.
В том, что уличное искусство может оживить городское пространство, уверен эксперт по городской среде Илья Бейлин. По его мнению, разрисовывать нужно серые стены, около которых находятся пешеходные зоны. Люди, гуляя рядом с рисунком, получают больше удовольствия, чем когда идут по серой безжизненной среде. От себя добавим, что если рисунок действительно красивый, то против него ничего не скажет ни успешный бизнесмен, ни бабушка, сидящая у подъезда.
- Все очень просто. Пора признать граффити легальным явлением и перестать считать их досугом маргиналов и людей с девиантным поведением, - считает Илья Бейлин. – Если мы воспринимаем город как место, где люди могут свободно выражать свои мысли, если это нанесено не на стене администрации и, если без оскорблений, то граффити только украшают город.
Комментарии