В Воронеже прошла вторая дискуссия из цикла «обновлённый город» «Градостроительство. Застройка центра и новые многотысячные микрорайоны». В ней приняли участие представители общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти, бизнес-структур, деятели культуры и краеведы. Тема обсуждения - проблемы архитектуры нашего города и его развитие в ближайшие десять лет.
Обычного воронежца – в старые дома
Каким мы привыкли видеть Воронеж? Всё зависит от того, под каким углом на него смотреть, а главное - чьими глазами. От того, кто мы в этом городе, к какой социальной ячейке принадлежим и складывается наше понимание и ощущение. Проще говоря, у каждого свой Воронеж.
Для того, чтобы говорить о критериях, по которым должен развиваться город, нужно понять, какой результат в конечном итоге мы хотим получить. Ведь сейчас на Воронеж можно посмотреть с двух сторон.
Во-первых, как место, где стремятся получить прибыль. Так, мы должны развиваться в направлении удобном для бизнеса. Во-вторых, тут живут люди, воспитывают детей.
В идеале необходимо совместить оба критерия – создать максимальные условия для быта и позволить людям при этом нормально зарабатывать.
Если пройтись по центру города, можно заметить, что почти все первые этажи заняты офисами, банками и магазинами. Бизнесмены всё больше «захватывают» город. Да и новые высотки, которые предполагают комфортные условия, появляются каждый год. Однако простые воронежцы со средним заработком всё же остаются за бортом.
- Сейчас в Северном строится огромный микрорайон. Планируют сделать его необычным, удобным и не похожим на то, что было раньше. Хотя, по сути, это ещё один элитный район в городе, - рассказывает архитектор, доцент ВГАСУ Игорь Чураков. - Я озадачился вопросом, какие люди будут там жить? Разве среднестатистический воронежец сможет позволить купить квартиру в одном из этих домов? В очередной раз жильём обеспечивают богачей, а простые люди остаются ни с чем. И так происходит постоянно. Обычным Воронежцам достаются старые, чуть ли не аварийные дома.
Отсутствие современных жилых комплексов для пролетариата и загруженность центра офисами – не единственные проблемы, которые отметил Игорь Чураков.
Высотки, вырастающие как грибы, по изначальным проектам должны украшать Воронеж, cделать его ярким и живым, чтобы даже по отдалённым от центра улицам можно было бы прогуляться вечерком, не созерцая серости и убогости.
Как только появляются микрорайоны, они полностью выполняют своё предназначение. Город как будто оживает. Но такое великолепие радует глаз, к сожалению, недолго. Уделяя внимание красоте новых зданий, архитекторы забывают об их долговечности.
Если посмотреть на дома, построенные пять-семь лет назад, порой можно ужаснуться. В пример привели улицу Алексеевскую и район за кукольным театром. Во время строительства его хвалили, обещали, что здания украсят город, а людям там жить будет максимально удобно.
- Недавно там гулял, и вы знаете, ощущения жутковатые, - рассказывает архитектор. - Прошло совсем немного лет, а с фасада уже облупливается штукатурка. Создаётся впечатление, что попал в какие-то трущобы. И уже такие дома достаются пролетариату. А говоря об архитектуре города, нельзя не упомянуть и его внешнюю сторону. Конечно, удобство важно, но в красивом городе жить гораздо приятнее.
«Галерея Чижова» - красиво птицам, а людям нет»
Если уж речь зашла о красоте, то можно отметить, что только тем, как построено здание, дело не ограничивается. Игорь Чураков отметил, что важнейшими критериями «внешности» как Воронежа, так и любого города, также являются пропорциональность и гармоничность домов.
Архитектор призвал рассматривать город как живую систему. Ведь если строить только здания-великаны, то посудите сами, во что он со временем превратятся? Маленький человек потеряется в каменных джунглях. Для того, чтобы объекты гармонично существами и вписывались в город, необходим плавный переход – на одно здание великана должны построить около тридцати маленьких.
- Объём любого здания обязательно должен переходить на уровень человека. Только тогда оно впишется в город. В Воронеже мы этого совершенно не видим, - продолжил архитектор. - Возьмем, к примеру, «Галерею Чижова». Сделали двадцать этажей стекла и всё. Работая над проектом, архитекторы показали яркий впечатляющий рисунок – смотрите люди как красиво с высоты птичьего полёта. Птицам-то возможно и красиво, а нам, людям, нет.
Не менее важно и то, где и в каком ракурсе строят здания. Сами по себе дома одинаковы в любом уголке страны. А вот пустоты между ними уникальные. Именно они создают «лицо» города.
- Рассматривать пустоты нужно ещё и с психологической точки зрения. Это пространство для людей, место, где они могут общаться, гулять и развлекаться. Своеобразная площадка для коммуникаций, поэтому обращать внимание нужно не только на то, как строятся объекты, но и где они будут находиться. Пространство между зданиями должно создавать не только внешний вид города, но и быть максимально удобными для людей. Я считаю, что властям обязательно нужно обратить внимание и на это.
«Горожан нужно переселять на периферию»
Специалисты признают: для того, чтобы решить все проблемы, озвученные на дискуссии, потребуется не один десяток лет. Да и точных механизмов, с помощью которых это можно сделать, никто не озвучил.
Артём Зюзин, представитель профсоюза граждан России, предложил своё видение будущего Воронежа. Озвученный проект предполагает, что город преобразится уже через 10-20 лет.
- Мы знаем, что наша область занимает второе место по количеству земли в центральном федеральном округе. Общая площадь около 52 кв км. С территориальным развитием проблем у нас нет, - рассказывает Артём Зюзин. - Однако на повестке дня стоит другой вопрос, более важный для нас – здоровье горожан. Оно зависит от экологического и психологического факторов. В городе должно быть определённое количество зелёных зон, где люди могут отдыхать, гулять и развлекаться. К тому же нужно ограничить вредное производство. В современном ритме Воронежа человек постоянно в стрессе. Утро начинается с того, что мы едем на работу, вернее ползём. И до конечного пункта назначения мы доезжаем в плохом настроении. Наши коллеги получили такой же заряд «бодрости». Это сказывается и на качестве работы.
Артём Зюзин пришёл к выводу, что самый лучший способ уберечь здоровье воронежцев – переселить их на периферию. То есть создать для людей максимальную зону комфорта в так называемых городах-спутниках.
- Я считаю, что нам следует воспользоваться опытом других стран, например США и Канады. Там люди уезжают жить за город. Я не говорю – давайте жить в глухой деревне с маленькими избушками и печками. Нет, поселения нужно создать современные и комфортные, - уверен Артём Зюзин. - Там должна быть вся необходимая инфраструктура: больницы, школы, детские сады, магазины и развлечения. Я предлагаю концепцию развития города не ввысь, а вширь.
Проект предполагает создать частное и государственное партнёрство. Управляющие компании могли бы выдавать кредиты на строительство жилья. Человек, в свою очередь, будет обязан работать именно на этой территории. Сами поселения должны быть не больше пяти – шести километров. Таким образом, у человека всё будет в зоне пешей досягаемости. Не будет бесконечных пробок и долгой утомительной дороги.
- Человеку в такой местности будет удобно и комфортно. У него всё под рукой. Морально он будет спокоен, - продолжает Артём. - Тем более, что до Воронежа совсем не далеко. Если человеку нужно будет съездить туда, скажем, по делам или банально он захочет отдохнуть и сходить в кино – десять минут по трассе и он в черте города.
Предложение Артёма Зюзина слушатели восприняли весьма критично. Осталось непонятно, что же тогда станет с самим Воронежем, если люди уедут в пригород.
- Расти будут южное и юго-восточное направления города. Репное и микрорайон Озерки, в принципе, и станут теми самыми городами-спутниками, о которых шла речь, - заверил заместитель руководителя главного архитектора АГОГВ Александр Шилин. - Но на создание поселений со своей инфраструктурой потребуется гораздо больше, чем десять лет.
О строительстве нового дома люди узнают лишь после того, как начинает работать бульдозер
Как правило, простые люди, наблюдают со стороны за тем, как растёт и изменяется любимый город. Чиновники и архитекторы принимают новые проекты, решают, что и как будут строить или сносить. Город – по праву наш, но мы лишь оцениваем то новое, что преподносит правительство. Пользуемся плодами их трудов, подстраиваемся под них, но всё же остаемся практически безучастными. А ведь жить здесь нам. Так чья же тут вина?
- Из опыта проведения градостроительных советов, общественных слушаний, могу сказать, что существует пассивность со стороны граждан, - рассказал заместитель руководителя управления главного архитектора АГОГВ Александр Шилин. - Участие жителей начинается только, когда вопрос коснётся конкретного района. Наверное, так заложено в менталитете русского человека.
Власти города уверяют, что информация обо всех слушаниях и о рассматриваемых проектах, есть в интернете. Любой желающий может открыть, прочитать и даже оставить комментарий. Однако горожане узнают о строительстве или сносе какого-либо здания только когда все бумаги уже подписаны и изменить что-то сложнее, чем на первоначальном этапе. Так, к примеру, о том, что в определённом районе будут вырубать лес, а на его месте появятся многоэтажки, жители близлежащих домов узнают в тот момент, когда к ним во двор заезжает бульдозер. Подобные случаи в Воронеже сейчас – это скорее правило, чем исключение.
Организаторы мероприятия пообещали направить информацию о сегодняшней дискуссии мэру города, в горДуму и Общественную палату.
Каким вы видите и хотели бы наблюдать развитие Воронежа в ближайшие десять лет?
Комментарии