Воронежские представители бизнеса, чиновники и эксперты в области ЖКХ за круглым столом обсудили государственно-частное партнёрство, как способ оздоровления коммунальной сферы. Мероприятие прошло в среду, 27 сентября.
В целом по стране количество заключённых концессионных соглашений растёт с каждым годом. На днях глава Минстроя Михаил Мень заявил, что в настоящее время реализуются 1,6 тысячи проектов на основе ГЧП только в отрасли ЖКХ.
Правда, Воронежской области в этом вопросе похвастаться нечем. На сегодняшний день в регионе заключено только одно крупное концессионное соглашение в области коммуналки – с ООО «РВК-Воронеж». Да и к этому предприятию есть нарекания.
Государство не даёт концессионерам гарантий
Собравшиеся отметили низкую инвестиционную привлекательность региона. К примеру, глава воронежского РВК Олег Николаенко заявил, что бизнес не видит понимания со стороны власти. Инвесторам не дают гарантий. По его словам, если государству необходима реализация проекта, то следовало бы прописать в соглашении возможность компенсации. Другими словами, если концессионер, не достигает определённого порога по выручке, недостающие деньги ему компенсируют из бюджета.
Второй вариант наполнения кассы – поднять тариф для населения. В законе прописана возможность установления тарифа выше предельного уровня, но в этом случае возникают проблемы с ФАС – ведомство ставит такой подход под сомнение.
- Пока у нас нет в стране единой позиции по установлению гарантии для концессионеров. До тех пор, пока не выработают единый подход, государственно-частное партнёрство не будет развиваться желаемыми темпами. Это, на мой взгляд, на сегодняшний день главная проблема, - отметил Олег Николаенко.
Инвесторы не должны создавать социальное напряжение
Под сомнение такую точку зрения поставила председатель Воронежской областной думы по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и регулированию тарифов Татьяна Головачёва. Она отметила, это у государства стоит задача решить социально-экономические проблемы, тогда как бизнес заботит только прибыль. Разумеется, в концессионном соглашении должны быть выгодные условия для инвестора, однако создавать социальное напряжение, повышая плату для населения, не выход.
- В случае с «РВК-Воронеж» мы понимаем, что в конечном итоге платить придётся потребителям, но мы, в первую очередь, должны учитывать интересы населения. Да, можно значительно повысить тариф, чтобы выделить отдельно расходы на модернизацию и строительство сетей, однако мы понимаем, что населения не в состоянии оплачивать все желания бизнеса, - пояснила Татьяна Головачёва. – В сельских территориях, где возможности населения еще меньше, эта проблема стоит еще острее. Жители и так платят за всё, а иногда им выставляют и неправомерные платежи, в том числе, с РВК были такие ситуации.
Средний бизнес должен участвовать в концессии
Переключил внимание участников круглого стола с крупных игроков к более широкому рынку концессий генеральный директор АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области» (ЕПСС) Руслан Кочетов. Он отметил, что сейчас концессия применима только для крупных корпораций и в сфере естественных монополий - именно по причине максимальных гарантий в случаях монопольного положения концессионера. Однако следовало бы дать возможность развиваться в этом направлении и среднему бизнесу.
- На наших глазах преобразился центральный городской парк Динамо, забытый на многие десятилетия. Такие изменения, на мой взгляд, могли бы получить все парковые зоны нашего города, на благоустройство которых сейчас не достаточно бюджетных средств. Они - прекрасное место приложения механизмов ГЧП, когда инвестор облагораживает территорию и ставит здесь свои, согласованные с государственными структурами, точки продаж, получая доход и выплачивая концессионную плату в бюджет. В таких случаях все в выигрыше: власти, бизнес, горожане, - пояснил эксперт.
По мнению, Руслана Кочетова, главное условия для того чтобы такие проекты ГЧП «средней руки» стали массовыми - это создание муниципалитетом межведомственной универсальной команды, способной упаковывать проекты «под ключ» и «продавать» их инвесторам.
- На мой взгляд, первые шаги к этому главой города уже сделаны – заработало муниципальное казенное учреждение «Агентство по созданию и развитию системы управления проектной деятельностью», которое возглавил сертифицированный управляющий проектами Александр Калтыков, - отметил Кочетов.
Региону следует включиться в федеральную программу
Руководитель управления главы городского округа Воронеж Игорь Лотков в качестве положительного примера привёл опыт Тамбовской области. Там, по его словам, заключено 166 концессионных соглашений в сфере теплоснабжения. Секрет в том, что регион получает государственную поддержку. Тамбов вошёл в программу «малых городов» Фонда содействия реформированию ЖКХ. Программа подразумевает субсидирование концессионных соглашений. Ещё часть затрат берёт на себя муниципалитет. В итоге концессионеру оплачивают до 60 процентов затрат.
В программу включаются малые города с населением до ста тысяч человек. В результате регион получил десятки модульных котельных. Причём речь идёт о новых объектах, а не реконструкции старых, как это делает РВК. Операторами выступают четыре крупные компании – две московские и две местные.
Воронежская область пока в этом плане не дорабатывает. К примеру, участие в программе позволило бы решить проблему системы водоснабжения Новохоперска и других малых городов региона. Игорь Лотков отметил, что властям следует серьёзно задуматься об использовании этой возможности.
Автор: Евгения Полухина
Комментарии