В пятницу, 22 ноября, в книжном клубе «Петровский» прошла встреча «Камерный театр – нужны ли перемены». Как оказалось, прежде всего они произойдут с новым зданием театра, которое по плану должно быть готово в 2014 году. Теперь любители спектаклей Камерного смогут разместиться в зале на 180 мест, устроенного по последнему слову моды, и в антракте перекусить можно будет не в обычном буфете, а в настоящем театральном кафе. Кроме того, в новом театре запланировано два репетиционных зала: для моноспектаклей и экспериментальных проектов и «белый зал» для занятий пластикой и танцем.
Переезд и стал толчком к обсуждению того, что должно появиться в новом Камерном театре. За спиной художественного руководителя театра Михаила Бычкова, который в этот вечер отвечал на вопросы и выслушивал предложения, мелькали фото идущей стройки.
«Даже на крыше можно будет играть спектакли»
- Мы задумывались о том, нужно ли выносить на обсуждение то, что исторически было неизвестным, - рассказал режиссер. - Но с другой стороны, театр - очень важная часть общественной жизни. Сейчас наступает время, когда социальная функция театра вновь растет. Театр сегодня может быть одним из немногих мест, где можно искать ответы на какие-то жизненные вопросы.
Стоит отметить, что новое здание придаст не только удобство для зрителей и актеров, но и дополнительные возможности театру. По словам Михаила Бычкова, Камерный придумывался как нечто очень маленькое и исповедующее минимализм в структуре.
- Я прожил 20 сезонов без заведующего труппой, без заведующего литературной музыкальной частями, без заместителей директора. Когда мне говорят: «У вас, что, нет человека, который занимается международными отношениями и маркетинговой рекламой?», я отвечаю, что нет. И мы многое теряем из-за таких условий, мы мало гастролируем, у нас недостаточно развиты отношения с коллегами из других стран, - посетовал худрук Камерного театра.
Новое здание должно не только искоренить все эти проблемы, но и изменить роль Камерного театра в целом.
- Театр строится для воронежцев, потому что они должны иметь гораздо больше точек соприкосновения с этим пространством. Не просто приходить на два-три часа, смотреть спектакль и уходить, но и посещать дискуссии, встречи с актерами, - считает Михаил Бычков.
Волшебство до и после
Интерактивности театра не хватает и тем, кто пришел на обсуждение. Одна из зрительниц посетовала на то, что в Камерном очень много неподготовленных зрителей.
- На выходе сразу замечаешь чужих, неподготовленных людей, которые не разделяют твоей эйфории. Может, стоит создать какие-то действия предпринять по подготовке зрителей к спектаклям? – предложила девушка.
Это выступление сразу же поддержали и другие присутствующие.
- Уже были предложения о семинарах по воспитанию зрителей. Мне кажется, что новый Камерный мог бы стать идеальной площадкой для таких мероприятий, - согласилась еще одна зрительница.
Однако руководство театра эту идею не поддержало.
- В театр можно приходить на экскурсию, и театр должен принять людей, пообщаться с ними, но он не должен заниматься обучением. Мы готовы предоставлять экскурсии для каких-то групп людей, просто до сегодняшнего дня не было такого запроса, - отметил Михаил Бычков.
Однако проводить специальные занятия и готовить программы по воспитанию зрителей Михаил Бычков не намерен. По его мнению, должны появиться программы по подготовке развитых людей, в которые нужно включить и знакомство с театром.
Не видит смысла художественный руководитель и в создании театральной школы при театре. В этом моменте он сослался на Воронежскую государственную академию искусств.
- Я надеюсь, что совместно с академией у нас получится придумать что-то и для Камерного театра, - туманно ответил спикер.
Завесу тайны, которую так усердно держал Михаил, приоткрыл присутствовавший на встрече ректор академии Эдуард Бояков.
- Позволю себе выдать секрет, мы договорились о том, что в следующем году Бычков набирает себе курс, - рассказал Эдуард Бояков, - Я не уверен, что мы успеем пройти лицензирование новой режиссерской специальности, но очень надеюсь, что наберем новый курс - Бычкова.
Про фестивали и понимание
Не исключил Михаил Бычков и появления новых фестивалей в Воронеже. По его словам, форматы фестивалей могут быть бесконечными. Однако он пожаловался на то, что старания не всегда окупаются.
- В Воронеже не было ничего. Потом стараниями отдельной группы людей появился Платоновский, который наполнился определенным содержанием, достиг определенного уровня, - рассказал Михаил Бычков. - И теперь толпа начинает кричать: «Вы на наш фестиваль привозите не то, вы его мараете тем-то и тем-то».
Возможно, проблема в том, что Платоновский фестиваль все-таки массовый. И проблему смогло бы решить создание какого-то маленького авторского фестиваля, или фестиваля продвинутого театра. Кроме того, организатор Платоновского фестиваля пообещал подумать и над идеей фестиваля камерных театров.
Такую реакцию зрителей Михаил Бычков попытался объяснить и некачественной подачей спектаклей в СМИ. Он согласился с тем, что не хватает и качественной театральной критики.
- Удручает состояние театральной критики. За 7 лет было опубликовано 2-3 статьи, которые можно почитать на тему театра. Все остальное даже убогим назвать нельзя, - высказали свое мнение присутствующие. И тут же предложили на базе нового здания открыть секцию для молодых журналистов, хотя бы для того, чтобы научить их основным терминам.
Михаил Бычков не только согласился с этой мыслью, но и рассказал, что он уже планирует специальный семинар для критиков. Но все-таки главным инструментом для решения этой проблемы режиссер видит в государственной поддержке культурных СМИ.
- Я испытываю большую нехватку ответной реакции, мне грустно от того, что я не могу прочитать серьезный театральный текст. Но здесь нужна государственная поддержка культурных СМИ, - считает Михаил Бычков. - У нас государство поддерживает ресурсы, которые позволяют выигрывать выборы. Но если мы не хотим чтобы общество деградировало, то поддерживать нужно и издания, которые пишут о культуре.
Скидок не будет!
В конце дискуссии Михаил Бычков попросил высказаться тех, кто в театре не был ни разу. Таковых в зале не оказалось, а быть может, просто стыдно было признаваться.
- Расскажите, что вас не устраивает? Только не говорите про высокие цены на билеты, - пожелал Бычков.
Тишина.
- Значит, цены такими и останутся, - вздохнула девушка в третьем ряду.
Комментарии