Липецкий исследователь Игорь Сдвижков изучает историю жизни генерала Лизюкова уже 20 лет. Недавно он выпустил книгу, в которой уверяет, что на Аллее славы в Воронеже (памятник Славы) захоронен не Лизюков.
В интервью нашей
— В истории с захоронением генерала Лизюкова есть множество ляпов и натяжек. Официальная комиссия, принимавшая решение о том, что найденные в селе Лебяжьем Рамонского района (июль 2008 года) останки принадлежат генералу, обосновывала это решение исходя только из двух составляющих. А именно «исторической» части и субъективного заявления эксперта Александра Липецкого.
По мнению Игоря Сдвижкова, историческое обоснование лидеров поискового объединения (ПО) «Дон» не выдерживает никакой критики, поскольку не только не подтверждается ни одним архивным документом, но и противоречит им. Так, эпизоды из мемуаров Михаила Катукова, на которые ссылаются сотрудники организации, являются выдуманными. Это, как утверждает липецкий исследователь, вытекает из тщательного сопоставления его с имеющимися документами.
Например, Катуков пишет, что последний бой и гибель Александра Лизюкова произошли у него на глазах 25 июля 1942 года, между тем как генерал погиб утром 23 июля. Еще один пример. Села Сухая Верейка, где по Катукову и был похоронен Лизюков, нет ни на одной карте.
Поисковики также обосновывали обнаружение захоронения Лизюкова неким написанным в
— Показательно, что когда я написал об этом в газету «Воронежский курьер» лидеры ПО «Дон» разом отказались от этой растиражированной выдумки и, не моргнув глазом, заявили, что письмо якобы написал совсем «другой водитель» —
— В этой книге фактов нет. Есть только бурные эмоции автора. Он не приводит никаких данных.
Много вопросов в этом деле возникает и по поводу экспертизы. Игорь Сдвижков считает ее результаты, мягко говоря, странными:
— Экспертиза ДНК, проводимая в Москве, если верить заявлениям столичного эксперта Иванова, не дала никакого результата, так как ему не удалось выделить из останков нужного биологического материала с целой ДНК. При этом эксперт в репортаже НТВ прямо посоветовал «находчикам» искать другие доказательства. Странным в таком двусмысленном результате экспертизы было и то, что перед этим экспертам сразу нескольких центров удалось выделить нужные молекулы ДНК. К примеру, из останков царской семьи, которые пролежали в земле гораздо дольше, удалось выявить материал для исследований. При этом останки царской семьи и жгли, и дробили, и травили кислотой! А тут без кислоты, дробления и горения нужное ДНК «испарилось» за неполных 70 лет? Интересные подробности выяснились и насчет заявления эксперта из Воронежского госнаркоконтроля Александра Липецкого. Оказалось, что на самом деле никакой официальной экспертизы он не проводил и высказал в СМИ свое частное мнение. Данное мнение согласно ответу Рамонской районной прокуратуры, является субъективным и юридической силы вообще не имеет!
Михаил Сегодин на этот счет ответил, что никто и не утверждал, что экспертиза подтвердила подлинность останков Лизюкова.
— Экспертам не хватило данных. Много факторов повлияло. И то, что останки генерала лежали вперемешку с другими, и то, что специалистам пришлось очищать их от наших ДНК — мы же не знали, что их нельзя трогать руками.
Примечательно, что лидер ПО «Дон» Игоря Сдвижкова исследователем не считает:
— В его книге есть только всем известные данные, которые он взял из сообщений СМИ. Я сомневаюсь, что он
Игорь Сдвижков же точно уверен в том, что настоящие останки генерала Лизюкова найдены не были. При торжественном захоронении в Воронеже в мае 2009 года под именем Александра Лизюкова, именно тогда был установлен и памятник генералу, были захоронены останки неизвестного советского военнослужащего, не имевшего к генералу никакого отношения.
Хочется верить, что в ближайшее время все же будет поставлена точка в разногласиях исследователей и данные противоречия никак ее отразятся на светлой памяти прославленного генерала.
Историческая справка
Александр Ильич Лизюков (26 марта 1900 года — 23 июля 1942 года) — советский военачальник, Герой Советского Союза,
В годы Великой Отечественной войны проявил себя при обороне переправ через Днепр, оборонительного рубежа по реке Вопь, а также в битве под Москвой. В 1942 году во время
Комментарии