С начала недели воронежское сообщество архитекторов, а вместе с ними и чиновники, готовились к ежегодному форуму «Зодчество VRN-2014». Мероприятие уже получило известность в сфере строительства, гостей ожидали со всей России. Вместе с тем, Воронежу досталась и организация важнейшего события архитектурной жизни страны – XXXVзаседание Совета главных архитекторов регионов РФ и муниципальных образований, которое проходит параллельно с «Зодчеством».
Такое внимание не случайно, ведь именно Воронеж решили сделать «пилотным» проектом по применению новых, современных технологий в сфере архитектуры. Даже министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень приехал в наш город ради этих мероприятий.
Быть «пилотными», «культурными», а главное «столичными» в последнее время для региональных властей в приоритете. Надо сказать, что «Зодчество» гармонично вписалось в череду остальных событий: Платоновский фестиваль искусств, фестиваль «Открыто», «Усадьба Jazz» и так далее. Если уж у врио губернатора есть амбиции превратить столицу Черноземья в столицу туризма и столицу культуры, то почему бы не замахнуться и на столицу для архитектурного сообщества. Чем ближе выборы, тем больше желаний и амбиций, а также и пиара на всю страну. Идея, в общем-то, неплохая, да и надо заметить, реализована достаточно качественно.
К примеру, организаторы «Зодчества» подготовили массу дискуссионных площадок по тем или иным вопросам, собрали ряд экспертов с длинными регалиями и множеством званий, опять же – Михаила Меня привезли.
В этом году организаторы пошли ещё дальше – разработали для фестиваля единую концепцию. За основу взяли популярное во всём мире явление, лофт-проекты, которое постепенно внедряют и в России. Это когда из заброшенных зданий промышленной зоны, которые когда-то служили складами, заводами, прачечными и так далее, делают, скажем, театры и картинные галереи, а может и жилые кварталы. Конечно же, этой теме уделили немало внимания и на самом форуме, который прошёл сегодня, 27 июня. На этом моменте остановимся подробнее.
Чтобы попасть на фестиваль надо идти на музыку и голоса по тёмному коридору
Старенькое здание на проспекте Революции,39. У входа табличка о том, что здесь когда-то была типография «Коммуна». Именно в эти стены переехал фестиваль из концертного зала. Здание, со всей его историчностью маленькое, не верится, что в нём найдётся достаточно места для подобного мероприятий. Со стороны проспекта нет никаких признаков фестиваля: у входа никто не встречает, объявлений и баннеров нет, все тихо.
Внутри также не звука. Тёмный коридор, обшарпанные лестницы и множество поворотов. Вокруг ни души, а на полу налёт от пыли. Даже запах стоит «старинный», «исторический». Из-за двери одного из кабинетов выглядывает женщина, уже заученными фразами объясняет «вниз по лестнице, выходите во внутренний двор, дальше налево, там играет музыка и стоит много людей, мимо не пройдёте».
Музыку становится слышно, как только заканчивается пыльный коридор. Правда звуки странные: что-то тревожное, как будто военное играет оркестр, людей всё ещё невидно. Как это сочетается с архитектурой? Только потом становится понятно, что звуки-то к фестивалю, действительно, не имеют отношение. Они доносятся из здания музыкального училища, которое расположено по соседству.
Из-за угла вырисовывается задние бывшего печатного цеха, ныне заброшенного. Там-то гостей и встречают, вот она новая площадка фестиваля.
Внутри цеха - полуразрушенная бледно-зелёная плитка, паутина на окнах, словом лофт-проект во всём его проявлении, по-воронежски. Само помещение, подготовленное для фестиваля, наглядно демонстрирует одну из ключевых тем: «переосмысление бывших промзон в российских городах». Вместо стульев на полу разбросаны разноцветные кубики, а также мягкие подушки. На стенах весят фотографии.
Создание лофт-проектов становится мировым трендом
На сцену выходит ведущий дискуссии – известный в Воронеже актёр театра и кино, заслуженный артист России Камиль Тукаев. Он откровенно признаётся, что по роду своей деятельности может и не имеет отношения к «Зодчеству», но уже много лет в нём участвует.
- Я буду неким гидом в этой дискуссии. О различных подходах в использовании промзон сегодня не говорит только ленивый. Это обсуждается и на правительственном уровне, и на общественных площадках: как с этими зданиями поступить, как освоить, - берёт вступительное слово актёр. – Для начала надо признать, что промышленные зоны занимают в нашей стране сотни тысяч гектар. Это пустое пространство, наша с вами среда.
Произнеся речь, актёр устраивается в кресле, передав слово экспертам. Имена в России не последние: главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Рыбин, главный архитектор Московской области Алексей Воронцов, профессор международной академии архитектуры, автор ряда проектов в России, Монголии и Ираке Андрей Черников.
Архитектор команды форума Константин Кузнецов рассказал участникам о создании лофт-проекта из здания цеха. Он отметил, что останавливаться на этом не стоит. Есть концепция, как можно использовать пространство вокруг. По его словам, нельзя рассматривать здание без среды, которая его окружает.
- Сейчас квартал, ограниченный тремя улицами, является каким-то разрезанным лоскутным одеялом, которые не может включить в себя единое центральное пространство. Это жалкое подобие то ли рынков, то ли складов, чего-то непонятного, - рассказал Константин Кузнецов. – В данный момент невозможно попасть внутрь практически никаким образом. Поэтому в первую очередь мы предлагаем сделать пешеходную доступность. Предложение убрать заборы, убрать границы. Максимально обеспечить всеми возможными атрибутами: выставочными центрами, прогулочными зонами, книжными клубами и так далее, чтобы людям было интересно здесь находиться. Следует объединить объект культурного наследия и существующий цех.
Конечно, у собравшихся проект вызвал некоторые нарекания, но саму идею в целом оценили. К слову, Воронежу есть ещё к чему стремиться. До мирового опыта наш город пока не дотягивает. К примеру, в Берлине в бывших складах размещены рекламные компании, мультимедийные компании и так далее. Там есть целый квартал из лофт-проектов. В Америке промышленные склады реконструировали под жилые дома.
В целом превращение заброшенных промзон в современные арт-объекты популярно уже в течение 30 лет. Сейчас идея становится неким трендом. Идей создания лофтов загорелись и архитекторы нашего региона. Таким образом, не исключено, что в течение нескольких лет в Воронеже не останется заброшенных строений.
Комментарии