На днях стало известно, губернатор Алексей Гордеев направил в облДуму законопроект, который изменит Устав региона. У нас в области хотят применить новую схему выборов депутатов.
Мандаты распределятся так, что большую долю в парламенте отдадут одномандатникам - с нынешних 28 человек до 42. А вот количество депутатов, избираемых по партийным спискам, наоборот, сократят с 28 до 14 человек. При этом количество депутатов следующего созыва остаётся прежним – 56 человек.
Интернет-газета «Время Воронежа» узнала у региональных политологов, как они оценивают новую схему выборов, какие у нее есть минусы и плюсы.
«Одномандатники видны и открыты для избирателей»
- Эта инициатива укладывается в общий тренд – недавно Госдума во втором чтении приняла законопроект о том, что одна половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а вторая – по одномандатным округам,- рассказала Интернет-газете «Время Воронежа» доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и политологии исторического факультета ВГУ Александра Глухова. - Хотя до этого нижняя палата парламента формировалась только по партийным спискам.
По словам эксперта, у нас в региональном парламенте до 2005 года действовала смешанная система.
- Я считала этот вариант правильным, - поясняет Александра Викторовна. - С одной стороны, нужно укреплять политические партии как главных субъектов политики, выполняющих целый ряд важный функций: агрегирования интересов, их представительства в парламенте, формировании повестки дня и т.д. Но у нас сейчас по факту партии превратились в своеобразные соревновательные машины, очень неважно справляющиеся со своими функциями. Широко известны случаи, когда места в списках покупались, и в парламенте появлялись никому не известные люди, этакие «серые лошадки». Появлялись депутаты с сомнительным прошлым, находились купленные диссертации и тому подобное. Но ведь парламент – это одна из ветвей государственной власти, представительная и законодательная власть, которая должна быть зеркалом общества. В этом плане введение одномандатников – правильное решение, потому что человека видят, знают его заслуги (если таковые имеются), и у него появляется возможность убедить избирателей в том, что он лучше других.
При обсуждении подобного законопроекта в Госдуме спор возникал лишь по поводу того, сколько кому нужно отвести мест. Там шли дискуссии по поводу того, чтобы отдать 75 процентов мест одномандатникам, а партиям только 25 процентов.
- Такие кульбиты я категорически не приветствую: сначала одномандатникам совсем ничего, а потом – практически всё, - рассказывает доктор политических наук. - Но, когда вернулись к паритетной системе, то – это лучший вариант, на мой взгляд. У нас одномандатников суммарно окажется больше, чем представителей, прошедших по партийным спискам. Но здесь, я думаю, что Алексей Васильевич хотел повысить прозрачность этих выборов. Одномандатники видны и открыты для избирателей, а в списках партий ставят первых трёх-четырёх известных людей, которых политологи называют «паровозами» - они протаскивают весь список.
Как поясняет политолог, понятно, что состав регионального парламента меньше федерального, но у нас тоже есть целые «фракции», например, строителей, которые принимают решения, выгодные им.
- Поэтому сама по себе идея правильная, но разным партиям эта система в разной степени выгодна, - подводит итог Александра Глухова. - Нужно, чтобы партийная борьба в новом одномандатном сегменте не помешала отобрать действительно знающих людей, которые писали бы грамотные законы, а не такие, от которых юристы хватаются за голову.
«Законопроект таит в себе разрушительный потенциал для партийной системы региона»
Но еще один региональный политолог в соцсетях заявил, что депутаты Воронежской облДумы должны проголосовать против законопроекта, вносящем существенные изменения по выборам в законодательный орган власти региона.
- По моему мнению, никакой реальной политической пользы этот проект документа в себе не несет, - сообщил Дмитрий Нечаев. - Наоборот, он закладывает существенный вред и политические издержки. А его торопливость с принятием, без широкого обсуждения в научном и экспертном сообществе, среди актива региональных отделений политических партий, заставляет делать вывод о том, что власть не прислушивается к общественному мнению, она даже не хочет его слышать.
Для оценки ситуации эксперт предлагает посмотреть на нынешний состав регионального парламента, где есть одномандатники и делает вывод, что чаще слышно о тех, кто избран по партийным спискам.
- Таким образом, этот законопроект, вроде бы несущий в себе политическую новацию, на самом деле таит в себе разрушительный потенциал и для партийной системы региона и для снижения доверия к органам власти всех уровней, - поясняет Дмитрий Нечаев. - Да, политические системы в зрелых демократиях противостоят вредоносным новациям, не допускают корректировки избирательного законодательства в интересах кучки правящего слоя. Но в молодых демократиях, к которым относится и Россия, постоянно меняются правила игры. И особенно на региональном уровне. Но это шаги в неправильном направлении.
Комментарии