Андрей Кураев в Воронеже: «Свечка – это не более чем напоминание для особо тупых»

Андрей Кураев в Воронеже: «Свечка – это не более чем напоминание для особо тупых»
Богослов рассказал, откуда берётся коммерция в церкви

На лекции в ВГУ у протодиакона Андрея Кураева студенты активно интересовались коммерцией в религии. Ведь вера – это святое, а за то, чтобы поставить свечку в храме, нужно заплатить. К тому же, почему-то в церквях религиозная утварь стоит намного дороже, чем в обычных магазинах или палатках.

- Как человек, который совершенно не зависит от церковно-приходской экономики, я считаю, что такая позиция наших настоятелей очень правильная, - заявил Андрей Кураев. - Молиться должен человек, а не его свечка. Свечка – это не более чем напоминание для особо тупых. Что такое свеча? Огонёк тянется вверх, а согревает и освещает всех окружающих. Символика христианской жизни – тянись к Богу и свети окружающим. И какие сквозняки бы не дули в храме, свечка всё время оправляется, огонёк все равно вверх идёт.  Такая же вертикальная упёртость должна быть в твоём характере – как бы не отвлекали от молитв разные уводящие мысли сквозняки, а ты держись главного – помни, что ты человек.

По мнению протодиакона, ни одна свечка молитвы не заменит. Это не магическое средство, которое можно просто поставить, чтобы всё было хорошо.

- Второй аспект возжигания свечи – это жертва, о которой мы говорим, отказ от чего-то в пользу своей веры, - поясняет священник. - А теперь подумайте сами, если я иду в храм, а какая-то бабка у метро в Москве продаёт свечки по цене в два раза дешевле, чем в храме. Моя жертва уже на этом уровне становится сомнительной – я вдруг начинаю экономить, выгадываю лишних пять рублей. Дальше – что я приношу в храм? Копоть, свечка – это будущая копоть, а значит – это будущие расходы этой общины на отмывку росписи. Получается, что те деньги, которые могли бы пойти на будущий ремонт храма – я отдал этой бабке, в храм они не попадут, а свою копоть я туда принёс вместе со своим суеверием.

Выходов из такой ситуации, по словам Андрея Кураева, немного. Если люди не хотят, чтобы в храмах всё продавалось, можно воспользоваться двумя вариантами: древнерусским и современным греческим.

- Современный греческий вариант – во всех школах преподают 10 лет закон Божий, - рассказывает протодиакон. - Там все понимают, что такое свеча, поэтому в храмах ничего не продаётся. При входе там лежат свечки бесплатно, а рядом ящичек – сколько хочешь, столько положи. У нас пробовали делать такой вариант, но все эти храмы прогорели. Потому что у русского человека слово халява работает безотказно. Единственное исключение – это Троице-Сергиева лавра, но потому что она на отшибе, чтобы до нее доехать надо уже решиться на это. Туда люди уже идут с определённой мыслью, они готовы к такой модели поведения.

- Второй вариант – классический древнерусский, - вздыхает Андрей Кураев. - Когда люди жили натуральным хозяйством, свечки в храме никогда не покупали – у каждого в доме был свой пчельник, свой виноградник, своя пшеничка. Люди приносили в храм свой хлеб, своё вино для литургии, своё масло для лампадок и свои свечки. Бюджет прихода складывался из того, что когда люди приносили свои домашние свечки, они к ним прилепляли по копеечке – свеча сгорает, а копеечка падает на подсвечник. После службы всё это забирается и образуется полная казна на другие нужды этого храма. Мне нравится этот вариант, но готовы ли вы сами заниматься разведением этих пчёл? Если вы не крестьяне. У вас нет своего вина, хлеба, масла и воска – то найдите другую форму часть своего труда и богатства приносить в храм. И это пресловутые денежные знаки – такова тайна современной церковной экономики.

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.