Понятия «журналистика» и «медиа» близкие, но с существенными различиями

Понятия «журналистика» и «медиа» близкие, но с существенными различиями

Декан факультета журналистики ВГУ – об образовании

Журналист, медиатренер и главный редактор международного мультимедийного проекта Russia Beyond Всеволод Пуля в профессиональном ежемесячнике «Журналист» высказался о том, каким должно быть идеальное образование для журналистов.

Декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета Владимир Тулупов на своей странице в фейсбуке поделился мнением на этот счет:

– Большинство из идец не вызывают возражений, но есть и те, с которыми следует поспорить. Вот он пишет: «Журналистика давно перестала быть обнесенным неприступной стеной таинственным садом, закрытым от других видов и способов передачи информации. Правильное название современных журфаков – факультет коммуникации или медиа («теории коммуникации» тоже не подходит, потому что – а где же практика?)». Но журфак – это бренд (как неизменяемыми брендами остаются «Ленком», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», а ведь комсомола давно нет).

Что же касается понятий «журналистика» и «медиа», то я разделяю мнение профессора МГУ Михаила Шкондина, считающего, что эти понятия, хотя и близкие, но имеющие существенные различия: «Совокупность медиа – это структурное образование, характеризующее строение системы, то есть журналистики как системного объекта. Структура – это различные способы связи в системе. Структура служит реализации функций системы, то есть функций журналистики».

Всеволод Пуля рекомендует включать в учебные планы дисциплины по экономике медиа и маркетингу, хотя таковые читаются по меньшей мере уже лет двадцать. Как и предметы, посвященные «мультимедийным форматам, способам организации информации, вариантах группировки или дробления фактов и сюжетов», «оформления сайтов». Но и здесь необходимо соблюдать меру, чтобы знания о том, «как работают поисковые роботы, зачем страницам нужно заполнять тег description, как узнать, какие системы аналитики установлены на сайте конкурента, как настроить Google Accelerated Mobile Pages и прочие вещи», не затмили умения грамотно и по делу писать, навыки литературного редактирования и творческого мышления. Чтобы не заворачивать в красивый фантик пустое содержание. Ведь каждый – в том числе «технарь» – должен быть занят своим делом.

Повторяю, много полезных советов дает главный редактор Russia Beyond – и по редакционной аналитике, и по аналитике социальных сетей, и по базовым навыкам видеомонтажа, цветокоррекции и обработке звука, работе перед камерой, но порой сам же вступает в противоречие с самим собой, ужасающемуся растущему количеству курсов: «Университетское фундаментальное образование, в свою очередь, дает слушателям слишком «рыхлую» картину знаний и навыков, многие части которой моментально оказываются нерелевантными. Слишком большой набор дисциплин не позволяет обозначить большую или меньшую важность тех или иных предметов для студентов».
Фундаментальное образование, если оно реально фундаментальное, как раз дает научную картину мира, а вот само понятие «рыхлая» в силу своей метафоричности действительно нерелевантно. Количество же дисциплин сохраняется уже многие десятилетия: примерно до десяти зачетов, до пяти экзаменов в сессию.

Приведу еще несколько «про и контра»:

«Основная проблема с журналистским образованием сегодня кроется либо в нерелевантности получаемых знаний, либо в отсутствии системного подхода». Абсолютно голословное утверждение. Журналистское образование в России имеет почти вековую историю, в течение которой сложилась достаточно стройная система, отраженная в госстандарте, одобренном в том числе практиками. Есть учебные планы, рабочие программы, сложилась и методика обучения. Конечно, слишком много бумаг стало в последнее время, конечно, само обучение может быть нерелевантным, но это проблема конкретного факультета, конкретной кафедры, конкретного преподавателя. Хотя и здесь срабатывает многоступенчатая система контроля, в том числе со стороны самих обучающихся.

«Если раньше одной из основных целей образования было наполнить головы студентов максимальным количеством знаний за минимальный срок, то сейчас, с моментальным доступом к знаниям из любого смартфона, такая универсальность выглядит устаревшей». Без базовых знаний никакой смартфон не поможет (см. басню «Мартышка и очки»).

«…университеты все больше разворачиваются в сторону развития так называемых soft skills (гибких навыков) – с тем чтобы научить студентов учиться и после окончания университета». Защитники классического образования не только не отрицают такой подход, а рассматривают его как основу стратегии вузовского обучения журналистике: дать широкое базовое образование и выработать практические навыки и умения, которые необходимо будет развивать и углублять всю профессиональную жизнь.

«Юваль Харари относит к основным таким навыкам критическое мышление, коммуникацию, умение работать в команде и творчество. В итоге такого образования студенты развивают в себе настойчивость и уверенность в процессе переосмысления себя в будущем и могут творчески и гибко отвечать на вызовы эпохи». А кто против? А разве на творческих факультетах, к которым относились и относятся журфаки, когда-нибудь было и есть иначе?

В заключение скажу, что мне ближе позиция декана факультета журналистики Уральского федерального университета Бориса Лозовского, который в том же «Журналисте» изложил свои соображения о смысле журналистского образования.

Тезисно они выглядят так:
– В бесконечных дискуссиях о журналистском образовании много пустой критики, но есть и такая, к которой следует прислушаться.
– Важно прийти к согласию по поводу социальной миссии журналистики, ее функций.
– Содержание первично, а форма (технология) все же вторична.
– Журналистское образование необходимо для сохранения институциональности журналистики как профессии, как необходимой составляющей гражданского общества.
– Стратегия обучения журналистике давно определена: дать широкое образование и выработать практические умения.
– Преподаватель журфака должен идти в ногу со временем, отслеживая изменения в медиасфере и постоянно присутствуя в ней (сотрудничество, медиакритика и др.).

Фото: http://jour.vsu.ru/dekanat/

Автор: 
Владимир Тулупов
10:11 18.09.2019

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.

Читайте также

Комментариев: 0
18:15 06.12.2019