Депутаты Воронежской городской Думы обсудили вопрос перехода на уплату единого налогового платежа и то, как это повлияло на наполняемость муниципального бюджета. Суть нововведения в том, чтобы уменьшить число транзакций при оплате налога и упростить процедуру в целом. Однако руководитель управления финансово-бюджетной политики мэрии Елена Муромцева заявила, что с переходом на новую систему финансовая сфера муниципалитета страдает. За первый квартал по налоговым поступлениям бюджет города не дополучил более 800 млн рублей. И.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Наталья Харченко заверила, что к 1 июля ситуация выправится. Тем не менее, прецедент создан, и ситуация коснулась не только Воронежа, но и другие города России. Депутат городской Думы Константин Ашифин заявил, что ситуация едва не заставила залезть облцентр в субсидии дорожного фонда. Тем самым, НДФЛ нужно исключить из единого налогового счета.
Вчера на заседании бюджетной комиссии обсуждали рухнувшие с начала года доходы городского бюджета. Виной тому нововведение из федерального центра – единый налоговый счет (ЕНС). Раньше предприниматели заполняли множество платежных документов с разными реквизитами. Теперь есть универсальные реквизиты для всех налогов. Они собираются как бы в общий котел, а уж само государство распределяет средства по налогам и бюджетам. Плюс вводится и единая дата платежа — 28–е число каждого месяца.
Сразу вспоминается незабвенная фраза Черномырдина про «хотели как лучше». Давайте разбираться, что же получилось. В ситуации есть несколько сторон.
Первая - федеральный центр.
Итак, федеральный центр декларировал: бизнесу станет проще. Вместо множества платежек будет одна. Система станет лучше и прозрачнее.
Но сразу после внедрения, уже в январе, федеральный бюджет «уехал» в минус на 349 млрд. Этот «минус» - технический. Позже он был компенсирован. Но в моменте создает значительные кассовые разрывы.
К концу февраля в Совете Федерации осознали, что проблема усугубляется. Стало очевидно, что деньги до местных бюджетов доходят с большими задержками. Чтобы покрывать образовавшиеся дефициты выделили 1,7 трлн казначейских кредитов. Но, поскольку проблема повсеместная, этих денег не хватает.
Вторая сторона – предприниматели. Год для них начался с того, что у всех образовалось отрицательное сальдо. Бухгалтеры не могли разобраться в нововведениях. Налоговая тоже мало что могла пояснить. Сведения из личного кабинета ФНС были неактуальными. Стало невозможно получить справку об отсутствии задолженности.
Вместо стабильных и понятных правил игры, бизнес получил очередные «непонятки». Как будто в последний год и без того не хватало факторов, к которым надо было срочно адаптироваться.
Третья - пострадавшая - сторона – это муниципальные бюджеты, в том числе бюджет Воронежа. Все последние годы мэр занимался стабилизированием ситуации. Мы отказались от кредитов, на обслуживание которых раньше шли сотни миллионов рублей. Появились деньги на финансирование инфраструктуры. И тут такой удар.
НДФЛ теперь не поступает напрямую в городской бюджет, а это один из основных источников дохода. По всей стране тысячи муниципалитетов осталось вообще без копейки. Воронеж сводит концы с концами только благодаря 800 млн рублей остатка с прошлого года. Также пришлось залезть в субсидии дорожного фонда. Иначе город начал бы задерживать свои обязательные платежи, нечем было бы даже платить зарплаты.
Город ставят почти в безвыходное положение – опять влезать в кредиты и платить по ним проценты, чтобы закрыть кассовые разрывы.
Насколько я понимаю, сейчас в федеральном центре не хотят признавать провал инициативы с ЕНС. Вместо того чтобы работать с законодательством, выравнивание поломанной системы хотят скинуть на межбюджетные отношения.
Я уверен, что ситуация требует срочных действий. По крайней мере НДФЛ нужно исключить из единого налогового счета. Иначе есть риск телепортироваться в девяностые и вспомнить, что это такое - задержка зарплат бюджетникам.
Фото: Воронежская городская Дума
Комментарии