В интересную ситуацию поставлены все законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Во всех регионах сейчас стопор. Причиной стало принятой Государственной думой в декабре прошлого года изменений в законодательство о противодействии коррупции. Теперь, согласно уже вступившим в законную силу изменениям, все депутаты региональных парламентов должны либо сдать свой мандат, либо отказаться быть бизнесменами (выйти из состава учредителей и руководящих органов юридических лиц).
Крайний срок для определения оставаться слугой народа или стать вольным у депутатов – 16 марта этого года. Так как ровно три месяца с момента вступления в силу ФЗ дается на приведение регионального законодательства в соответствие к федеральному. Таким образом, уже 17 марта воронежская областная дума может существенно претерпеть изменения в своем составе.
Досадно, что, комментируя положения федерального закона, председатель воронежской областной думы Владимир Нетесов, называет их «технической ошибкой». Даже, если представить, что это действительно так. То все равно, как-то не очень корректно проявлять такое отношение к старшим товарищам из Государственной думы, которые приняли данный ФЗ, к членам Совета Федерации, которые одобрили принятие и наконец, к президенту, который подписал закон. Кроме того, и в Государственной думе, и в Совете Федерации, и в Администрации президента есть правовые управления с первокласнными юристами, неужто они этот существенный пункт, который взбудоражил всю страну, пропустили по ошибке?
Сейчас в воронежской облдуме, по нашим подсчетам, 37 депутата являются руководителями или учредителями различных организаций, в том числе бюджетных. Таким образом, если депутаты не оставят свои коммерческие должности, то они будут обязаны сдать мандаты, регпарламент будет не легитимным и должны быть назначены досрочные выборы.
Депутат Госдумы Андрей Марков уже сообщил, что со своими коллегами выступил с инициативой о внесении изменений в этот закон. Однако на портале «Система обеспечения законодательной деятельности» такого законопроекта нет. Марков и коллеги внес предложение на рассмотрение руководству фракции «Единая Россия» (подал челобитную), далеко не факт, что руководство «Единой России» в нынешних политических реалиях, это предложение поддержит. Кроме того, не надо забывать, что внесения изменений в действующий федеральный законодательный акт вносится не в форме поправок, а в форме другого федерального закона. Процедура очень длинная и долгая, насчитывающая более 15 промежуточных звеньев, проходящая через три чтения в Государственной думе, одобрения в Совете Федерации и подписание у президента. Таким образом, на это уйдет минимум три месяца. И банально изменения не успеют вступить в законную силу до 16 марта. И тогда, если сами депутаты не отреагируют, в дело будет обязана вмешаться прокуратура.
Оперативно получить комментарий из комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы не удалось.
Ряд экспертов утверждают, что закон не имеет «обратной силы» и не может распространяться на уже действующих депутатов. Отчасти с ними соглашусь, но такое может быть, если бы в законе была соответствующая формулировка. А поскольку ее нет, то закон вступил в силу с момента своего официального опубликования. Примером, что законы с такого рода ужесточением, именно сейчас могут послужить принятие в 2013 году как раз первого антикоррупционного ФЗ, по которому всем высшим должностным лицам запрещалось иметь имущество и банковские счета за рубежом. Именно тогда ряд депутатов Государственной думы, некоторые члены Совета Федерации и даже губернатор Чукотки Роман Абрамович сложили свои полномочия.
2020 год с политической точки зрения начался очень интересно, посмотрим, как дальше будут развиваться события.
Комментарии