Изменения предвыборного законодательства. Из года в год: закручивание гаек или демократизация процедуры голосования

Изменения предвыборного законодательства. Из года в год: закручивание гаек или демократизация процедуры голосования

Смогут ли граждане продолжать свободно волеизъявлять свое желание на выборах?

В одном из интервью изданию «Время Воронежа» представители нескольких партий заявили об ужесточении местного законодательства, связанного с избирательным процессом. В частности, изменения коснулись СМИ и доверенных лиц. Попросту говоря, полномочия были «унасекомлены». Какие же тенденции в рамках всей России? Свое мнение высказала студентка 3 курса кафедры социологии и политологии ВГУ Екатерина Черникова.

За последние несколько десятилетий избирательная система Российской Федерации прошла непростой путь своего формирования и трансформации: ее становление в 90-х, изменения в 2000-х и дальнейшее совершенствование на современном этапе. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, чем же действительно является изменение предвыборного законодательства, нами были проанализированы основные нормативно-правовые акты, затрагивающие изменения избирательного законодательства, принятые на том или ином этапе развития института выборов в нашей стране.

Обычно исследователи делят историю развития предвыборного законодательства на три периода:

  1. 1991-1999 гг. – становление избирательной системы. В этот период происходит формирование институциональных основ выборов, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и проведение выборов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  2. 2000-2011 гг. – период отказа от ряда демократических особенностей сложившейся избирательной системы. На данном этапе происходит ужесточение избирательных правовых норм, некоторые из которых и вовсе отменяются.
  3. 2012 – настоящее время – либерализация и совершенствование избирательного процесса. Для данного этапа характерно расширение возможностей реализации активного и пассивного избирательного права, а также цифровизация избирательного процесса.

В начале 90-х гг. перед российским руководством  стояла непростая задача перехода от однопартийной системы с безальтернативными выборами к открытой системе, основанной на конкуренции и гласности. В 1990 году КПСС лишилась своего монопольного положения, в 1991 была и вовсе ликвидирована. Уже примерно к этому времени в России стали появляться первые протопартии, старающиеся занять различные положения на шкале идеологического спектра. Именно они лягут в основу многопартийности в нашей стране. 24 апреля 1991 года был принят закон «О выборах президента РСФСР», а в июне в стране были проведены первые всеобщие выборы президента. В их основу легла мажоритарная система абсолютного большинства. В 1993 году прошли первые выборы в нижнюю палату парламента страны, на которых впервые была применена мажоритарно-пропорциональная система, использующаяся и в настоящий момент. Таким образом, к моменту принятия Конституции РФ в нашей стране уже были заложены основы демократической избирательной системы.

В Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, были закреплены принципы выборности и процедуры проведения выборов. В дальнейшем, на ее основе был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих выборы разного уровня. К ним относятся: федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В 1995 году был принят закон  «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому высшее должностное лицо региона должно избираться непосредственно населением.

В 1995 году была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»). Она представляет собой государственную систему, предназначенную для автоматизации избирательных действий. ГАС «Выборы» позволяет решать различные задачи организации избирательного процесса: учет избирателей, ввод сведений о кандидатах на выборные должности, подведение итогов и статистическую обработку итогов голосования.

К концу 90-х гг. в Российской Федерации сформировались институциональные основы избирательного процесса, была разработана система нормативно-правовых актов, регулирующих избирательный процесс, граждане были наделены возможностями для реализации своих активного и пассивного избирательных прав. Однако политическая система была все еще нестабильной, а избирательное законодательство нуждалось в дальнейшем совершенствовании.

На втором этапе развития избирательного законодательства произошли значительные изменения, позволяющие говорить нам о демократическом «откате» и «закручивании гаек». В избирательное законодательство были внесены изменения, направленные на процесс централизации и повешение роли правящей партии.  В первую очередь изменения коснулись политических партий. С 2004 г. численность партий должна была составлять не менее 50 тыс. членов по сравнению с 10 тыс. ранее. В 2005 году были отменены избирательные блоки, что лишало возможности на участие в политическом процессе маленьких партий. Смешанная система выборов в Государственную Думы была отменена: теперь депутаты избирались только по пропорциональной системе. В 2002 году пятипроцентный барьер прохода в нижнюю палату парламента был повышен до 7%. В конечном счете, все это привело к сокращению числа партий, как в целом, так и в парламенте.

В 2006 году была отменена графа «против всех», чуть позднее отменен порог явки избирателей на выборах представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц, включая Президента РФ.

Одним из знаменательных событий стала отмена прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ и замена их назначением. В декабре 2004 года Президент РФ подписал закон, в соответствии с которым глав регионов назначает региональный законодательный орган власти по представлению Президента РФ.

Некоторые называют реформирование избирательного законодательства в данный период мерами централизации власти и предотвращения сепаратистских тенденций. Но, так или иначе, данные действия послужили значительным ограничением конституционного права граждан на участие в формировании органов власти, а также привели к уменьшение конкурентности и альтернативности выборов в парламент страны.

«Закручивание гаек» привело к росту протестной активности в стране. Недовольство граждан стало выливаться в акции протеста. В России началась, так называемая, «болотная революция». Результатом массовых митингов стала некоторая либерализация политической и избирательной системы. В 2011 году заградительный барьер на выборах депутатов Государственной Думы снижается до 5%. В 2012 году возвращаются прямые выборы высших должностных лиц регионов. Снижается необходимое число подписей для самовыдвиженцев на выборах Президента РФ – с 2 млн до 300 тыс.; для кандидата, выдвинутого непарламентской партией, – до 100 тыс. Также упрощается порядок регистрации и деятельности политических партий. Минимальная численность снижается до 500 человек, упраздняется требование о числе членов региональных отделений. В 2014 году возвращают смешанную систему на выборах в нижнюю палату парламента.

Такие меры привели к расширению политического участия и увеличению партийного представительства. Однако вопрос о прозрачности выборов и о реальном соблюдении избирательных прав человека в России к настоящему моменту остается открытым.

Автор: Екатерина Черникова

Фото: «Время Воронежа»

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.