Комиссия, которая разбиралась в причинах конфликта в стенах Воронежского театра оперы и балета завершила работу. В четверг, 27 октября, председатель комиссии профессор, глава Общественного совета при департаменте культуры Бронеслав Табачников собрал журналистов, чтобы рассказать о результатах. Он заверил, что днём ранее прошла встреча с коллективом театра, на которой удалось наладить взаимоотношения. По крайней мере, сделать первый шаг к примирению.
Напомним, бунт объявили артисты хора – минимум две трети коллектива. Они протестовали против маленькой зарплаты, а также увольнения главного хормейстера Владимира Кушникова. Официально Кушников ушёл «по собственному желанию», однако артисты уверены, что его вынудили покинуть пост, что, на их взгляд, не справедливо. Были и другие проблемы, которые обозначили представители хора. К примеру, плачевное состояние здания театра, в частности особое возмущения вызывают гримёрки.
Театр не в силах справиться с глобальными проблемами
На встрече с прессой присутствовали все представители комиссии, а также руководство театра и областного департамента культуры.
Бронеслав Табачников рассказал, что проблемы театра глобальны. Его содержание требует огромных затрат. В России театры государственные, соответственно финансируются из бюджета. Денег выделяется недостаточно. За рубежом такой проблемы нет, так как в основном там такие учреждения получают спонсорскую помощь или же финансируются частными организациями.
- Вторая причина – отсутствие контрактной системы с артистами. У нас её нет, поэтому можно претендовать на всё, что угодно. Эта проблема будет регенерироваться, пока не появится чёткая система…, - пояснил Бронеслав Табачников. – В конечном итоге, роль играет всеобщая экономическая недостаточность. Зарплата, которую получают представители хора, естественно, недотягивает до прожиточного минимума, необходимого артисту (он должен хорошо выглядеть, следить за собой, знать, что у него дома всё хорошо, чтобы выходить на сцену). Однако огромное количество моих коллег всю жизнь работают бесплатно, участвуют в различных художественных советах без копейки денег.
Бронеслав Табачников пояснил, что эти глобальные проблемы руководство театра решить не в силах. Но есть возможность урегулировать более конкретные вещи. Главное, по его словам, это умение договариваться. В целом, представители комиссии отметили, что все частные вопросы должны решаться в стенах театра, а не выносится на уровень власти.
О бесплатной работе надо договариваться
Что касается частных проблем, то для некоторых уже подготовили решение. Глава департамента культуры Эмилия Сухачева рассказала, что с понедельника, 31 октября, начнётся ремонт гримерок. Работы будут проводиться поэтапно. То есть гримёрки будут ремонтироваться по очереди, провести все работы сразу невозможно из-за нехватки финансирования.
- Мы будет принимать все необходимые меры, чтобы артистам было комфортно работать, - пообещала Эмилия Сухачева.
Кроме того, артисты хора были недовольны тем, что им пришлось бесплатно выступать на празднике – Дни славянской письменности. Также возмущение вызвало введение так называемой электронной пропускной системы, от которой зависело жалование. В последнее время в театре шла активная подготовка к опере «Дон Жуан». В постановке были задействованы не все артисты хора. Те, кто не участвовал, в это время оказались не у дел. Так как работы не было, артисты в театре находились не все время. Это было зафиксировано электронной системой, а соответственно отразилось на жаловании.
Бронеслав Табачников отметил, что в обоих случаях руководство театра недоработало. Вопрос бесплатных выступлений следовало обсудить с каждым артистом, найти подход. Что касается отсутствия работы, то, по словам главы комиссии, руководители должны были найти способ задействовать всех артистов, подобрать для них занятие.
К слову, художественный руководитель театра Андрей Огиевский признал, что не донес в полной мере до подчинённых информацию о том, по какому принципу будет работать пропускная система. Худрук пообещал, что впредь подобного не будет.
Андрей Огиевский напомнил, что в скором времени проведут аттестацию артистов, по её итогам будут пересмотрены зарплаты. Возможно, после этого финансовых вопросов больше не возникнет.
Хормейстер Владимир Кушников спасовал
Затронули также тему ухода Владимира Кушникова с поста хормейстера. Бронеслав Табачников заверил, что к Кушникову как к профессионалу никаких претензий не было. Он талантлив и достоин уважения. Однако в трудной ситуации Кушников не смог сдержать удар.
- Его не гнали, с ним были готовы сотрудничать, но в сложной обстановке он слегка спасовал. Решил подать заявление об уходе, - пояснил Бронеслав Табачников. – Никто не отрицает достоинства Кушникова, но надо уметь переживать трудные времена. Я думаю, что если он поставит вопрос о дальнейшем сотрудничестве с театром, то ему никто не откажет.
К слову, Бронеслав Табачников пообещал артистам хора, что поговорит с Владимиром Кушниковым о возвращении в театр. Правда, до сих пор диалога не было. Как заверил глава комиссии – «только пока».
Между тем артисты не лучшим образом приняли нового хормейстера Ольгу Щербань. Благосклонно к ней отнеслись только несколько человек. Бронеслав Табачников заверил, что такое отношение к Ольге Щербань не справедливо. По его мнению, она достойна уважения.
Председатель профкома театра Валентина Безручко пояснила, что Ольга Щербань навлекла на себя гнев коллектива, когда согласилась с копеечными зарплатами, которые рассчитали из-за пропускной системы.
- Ольга Щербань – единственная из руководителей, кто подписал электронный табель. Это была провокация, - заверила Валентина Безручко.
В целом, по её словам, коллектив театра сейчас разобщён.
Миллионный гонорар Андрея Огиевского – среднестатистическая оплата
Высказала председатель профкома и недовольство работой художественного руководителя Андрея Огиевского.
- Огиевского трудно было застать на работе. Он постоянно уезжает в Москву. Худрук даже не приехал на оркестровую репетицию балета «Жизель», которую он должен был дирижировать, - возмутилась Валентина Безручко.
Она отметила, что в таких условиях трудно вести конструктивный диалог и решать проблемы «внутри театра».
Помимо прочего, был поднят вопрос дохода самого Андрея Огиевского. В то время как артисты получают мизерную зарплату, худруку достался миллионный гонорар за постановку «Дон Жуана». Огиевский предложил прояснить этот вопрос «раз и навсегда».
- От миллиона отнимите треть – это налог, - рассказал Андрей Огиевский. – Я также являюсь дирижером в театре на полставки. Зарплата – 5 800 рублей в месяц. В обязанности дирижера не входит работа дирижера-постановщика. Постановка оперного спектакля стоит не 5,8 тысячи. Сумма, которую мне начислили за постановку, среднестатистическая по России.
При этом, как пояснил Огиевский, зарплата артистов, занятых в «Дон Жуан», к сожалению, гораздо ниже среднестатистической. В целом сотрудники воронежского театра зарабатывают меньше своих коллег из других городов.
- Нужна помощь федерального центра. Её возможно будет получить, когда театр выйдет из информационного вакуума, чему способствует «Дон Жуан», - продолжил Андрей Огиевский. – Я хочу, чтобы в прессе обсуждалась творческая жизнь театра, а не конфликты в нём.
Подводя итог, представители комиссии подчеркнули, что виной всему человеческий фактор. Разумеется, не хватает и главного режиссёра. Эта должность уже несколько лет вакантна. Сейчас походящих кандидатур нет.
Впрочем, коллектив театра, в том числе и руководство, уже несколько раз менялся. При этом Театр оперы и балета по-прежнему остаётся едва ли не самым скандальным учреждением культуры Воронежа. На вопрос, почему именно в этих стенах регулярно возникают недопонимания, представители комиссии так и не смогли дать однозначного ответа.
Автор: Евгения Полухина
Комментарии
1
1
1