Воронежский дизайнер: «Есть экономический и политический посыл к романтике"

Воронежский дизайнер: «Есть экономический и политический посыл к романтике"

Татьяна Сулимина - о ведении бизнеса в Воронеже, издержках экономического кризиса и самообразовании


 

 

Татьяна Сулимина для Воронежа - знаковая фигура. Она с 1999 года работает в модном бизнесе, участвовала в Санкт-Петербургской неделе моды "Дефиле на Неве", занесена в каталог "Успешные люди России". Сулимина выпускает по две сезонных коллекции в год, а монобрендовые бутики дизайнера открыты в Воронеже и Санкт-Петербурге.

Как работать в эпоху кризиса и перепроизводства, где искать вдохновение, как примириться с бесконечными проверками, которые знакомы любому бизнесмену, Татьяна Сулимина рассказала в интервью интернет-газете "Время Воронежа".

Микс люкса и масс-маркета

- Как продвигать свой бизнес модельера и дизайнера в эпоху перепроизводства, когда все можно купить в крупных магазинах?

- Сложно. Время бума на авторскую одежду и брендовые вещи ушло в прошлое. Если смотреть на глянцевые издания, то раньше они посвящали одежде люксовых марок первые полосы, а сейчас большая часть таких изданий отдана продукции масс-маркета. И главный тренд модной индустрии - это микс брендовых вещей с масс-маркетом. Этот тренд направлен на продвижение более дешевой продукции, что объяснимо в эпоху экономического спада. Ориентировать потребителя на нижний сектор ценовой категории - наверное, правильно. Но это сильно бьет по тому небольшому сектору, который только начал зарождаться в России, - это медиум, медиум плюс, то есть средний ценовой сегмент.

- И какие решения у этой проблемы?

- Одни производители авторской одежды попробовали себя в масс-маркете, упав в цене и качестве. То есть это использование более дешевой рабочей силы, более дешевых материалов, а на выходе - масс-маркет. Я же осталась в среднем сегменте, что сложно. Но, есть и свои плюсы. Произошло некоторое движение потребителей из сферы среднего люкса, и к нам пришли люди, которые раньше покупали демократичные линии люкса, а сейчас предпочитают нашу авторскую одежду. Это прогресс. Мы нашли свое решение - у нас всегда как дополнение к продукту есть идея. Цена продукта всегда должна быть обоснована: если вещь стоит больше товаров масс-маркета, то она должна нести еще что-то.

- Можно этим бизнесом зарабатывать в Воронеже?

- Наверное, везде можно заработать, если найти уникальное решение. Но в нашем случае, не могу сказать, что я зарабатываю именно в Воронеже. Мы начали расширять географию влияния. Каждый профессионал должен заниматься своим делом. Мы профессионалы в производстве. Но мы не продажники, мы слабее в вопросах реализации. И продажей нашей продукции должны заниматься профессионалы, в итоге мы сотрудничаем с партнерами-сетями, которые продают дизайнерскую одежду в Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге, Сочи. Наша готовая продукция лучше реализуется в Москве и Санкт-Петербурге. В Воронеже больше работаем с клиентами по заказам. Могу сказать, что наш город в этом плане весьма перспективный. В Воронеже поняли, что вещь, сшитая по твоим меркам, твоему цветотипу, с учетом твоего образа жизни, просто незаменима.

Тебе надо быть дизайнером

- Помните, как вы пришли в бизнес?

- Был период, когда я относилась к этому не как к работе, а как к хобби. Мне нравилось рисовать и шить. Сначала я шила сама, потом, когда у меня уже не было времени, появились мастера. Подружки просили сшить им что-то. Когда мастер посмотрел на очередной мой эскиз платья, то сказал: "Тебе надо быть дизайнером". К тому моменту у меня было пять знакомых мастеров, которые и составили мою первоначальную команду. Было время, 90-е - начало 2000-х, когда люди с опаской относились к тому, что сделано в России. Мне советовали говорить про мою продукцию, что это сшито в Италии, чтобы легче продать. Я на это не шла. В то время с одной стороны было сложно начинать, потому что не был развит интернет, но в то же время я была одной из первых, практически до меня не было дизайнеров одежды в Воронеже. Зато сейчас можно разместить свою коллекцию на модной площадке в интернете и продвинуться. Тогда же было сложно сделать так, чтобы хотя бы кто-то узнал о тебе. В общем, быть первой и сложно, и легко. Мы работали с 1999 года, у нас были небольшие коллекции, которые мы представляли на фестивалях. Мы открыли свою мастерскую и небольшой магазин в Цуме. И в первый же день начали продавать готовую продукцию.

- Татьяна, у вас три образования, вы филолог-лингвист, психолог и экономист. А чувствовали недостаток каких-то знаний?

- С точки зрения экономики, бухгалтерского учета, продвижения и маркетинга я знакома с бизнесом. Училась на курсах у историка моды Александра Васильева. Проходила и разные другие курсы. Базу получала из открытых источников -

это интернет и книги, которые мне привозили в том числе из разных стран. Информацию, которую я получила, наверное, не дали бы ни в одном институте, потому что я могла все это сразу претворить в жизнь.

Трудности бизнеса

- Почему последние сезоны вы не участвуете в неделях моды?

- Потому что это неоправданно. Я участвовала в московской неделе моды на льготных условиях. Оплачивала только половину взноса. Но при этом весь показ выливался в 300-400 тысяч рублей. Если платить полную сумму, это может стоить 500-600 тысяч рублей. Сейчас такое участие не окупается. И к тому же это мероприятие, на мой взгляд, не оправдывает своих функций. А смысл его в том, чтобы найти байеров, которые купят коллекцию и будут ее продвигать на рынке. Сейчас неделя моды - это скорее тусовочное мероприятие для бомонда. И участие в неделе моды может ничего не принести, кроме эстетического удовольствия.  Байеры больше работают в шоу-румах, на интернет-сайтах, куда можно отослать фото коллекции с описанием использованных материалов. Мы решили делать показы в Воронеже - последние два года раз в году, зимой, представляем по две новых коллекции. Потом отсылаем свои материалы - фото и пресс-релизы - в СМИ, которые пишут о моде.

- Ваш бизнес, наверняка, как и любой другой, постоянно подвергается различным проверкам со стороны контролирующих органов...

- Любой работник бизнеса сталкивался с проверками и знает, что, когда приходит проверяющий, первое, что он говорит: "К сожалению, мы не можем уйти, ничего не найдя у вас". После одной из проверок наш администратор ходил в их офис, чтобы подписать акт проверки. Она застала планерку. Начальник говорил: "Не найти недостатков вы не имеете права. Если вы не нашли недостатки - значит, вы плохо работаете". Это то, от чего отталкивается любая проверка. По сравнению с другими фирмами проблем у нас мало, и они мелкие. Интересно, что к нам относятся как к образцовому предприятию. Нам говорят: "Но на вас же смотрит весь город, значит, у вас все должно быть идеально". Мы согласны. Все, что можно, всегда исправляем. Это будни любого предприятия.

- Легко ли вашему бизнесу развиваться в Воронеже?

- Воронеж - сложный город для развития бизнеса. Москва от нас в четырех часах езды, и нередко воронежцы считают, что купить ту же самую вещь в столице престижней. Или жители Воронежа, которые не знают нас, приходят и спрашивают: "Это московский дизайнер?". Если им отвечают, что воронежский, то они относятся к продукции настороженно.

Крик души

- Многие ваши коллекции посвящены воронежским героям - это Петр Первый, принцесса Ольденбургская, Веневитиновы, Платонов. В начале февраля 2017 года вы показали "Сказку на ночь", на которую вас вдохновил Самуил Маршак. Это порыв души или ваша личная формула коммерческого успеха?

- Это не имеет отношения к коммерции. Это скорее философия нашего модного дома. То, что я взяла тематику наших земляков, это больше крик души: я горда, что живу в Воронеже. Неоднократно меня пытались приписать к каким-то другим местам, меня называли дизайнером из Санкт-Петербурга, но я всегда подчеркиваю, что я из Воронежа. И по мере сил и возможностей пытаюсь показывать и рассказывать в своих коллекциях миру, откуда я родом.

- Что вас вдохновляет?

- История, исторические личности, люди в истории. Часто к истории относятся, как к чему-то далекому и высокому. А ведь все исторические личности были в первую очередь людьми, со своими эмоциями, страстями, поведением. Мои музы - это люди.

- Почему в Воронеже проходит крупный конкурс молодых дизайнеров "Губернский стиль", а кутюрье у нас нет или о них не слышно?

- Могу сказать, что с появлением этого фестиваля мастеров и дизайнеров стало гораздо больше. Я присутствую практически на каждом мероприятии и вижу, что воронежские дизайнеры делают коллекции все лучше и лучше. Но для того, чтобы открыть свою марку, свой брэнд, нужны серьезные финансы. И это не дело одного дня. Нужно закупить оборудование, ткань, отшить коллекцию. И если в период экономической стабильности можно было разработать образцы, отправить их в шоу-рум, и только получив заказы, сшить всю коллекцию, то есть можно было с минимальными вложениями войти в бизнес, то теперь такого нет. Многие магазины работают под реализацию, то есть все финансовое бремя ложится на производителя. И не факт, что вся коллекция будет продана. По схеме оптовой закупки работают только с теми производителями, которые зарекомендовали себя на рынке и хорошо продаются. Поэтому молодому модельеру сложно стать видимым дизайнером в городе. Наверное, молодежь больше работает как ателье.

- Татьяна, а какой дадите совет молодым дизайнерам?

- Много работать. Для начала нужна база, какой-то бэк-граунд. Сейчас есть возможность, которой у меня не было в свое время. Можно пройти практику в каком-нибудь модном доме или на фабрике, которые есть в Москве и в Санкт- Петербурге. В нашем доме моды мы это тоже практикуем, но редко. Важно увидеть изнутри, как работает предприятие легкой промышленности. Все ведущие зарубежные дизайнеры начинали с того, что пробовали себя в других домах мод.

Автор: Марина Новикова

 

 

 

 

15:12 14.02.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.