Выборы в органы местного самоуправления 10 сентября стали первой большой кампанией, которую Сергей Канищев провел в должности председателя избирательной комиссии области. На следующий день он ответил на вопросы интернет-газеты «Время Воронежа».
- Сергей Владимирович, расскажите, какой была явка избирателей в Воронежской области?
- Всего у нас в списки было включено 209 583 человека. Из них приняли участие в выборах 104 150 человек. Или 49,25%. Немножко недобрали до 50%. Впрочем, такой задачи, чтобы пришло 50% или более процентов, никто перед нами не ставит. Мы всегда, конечно, агитировали за то, чтобы люди приходили на избирательные участки. Но в этот раз выборы были не федерального и даже не регионального уровня. Если бы выборы шли по всей области, и мы проводили единую информационную кампанию на территории региона, тогда можно было ожидать более высокую явку. А 10 сентября голосование шло всего в 18 муниципальных районах. Но и при таком раскладе, я считаю, что почти 50% - это хороший результат. Спасибо надо сказать и погоде, которая была самой благоприятной. Хотя на этот счет есть разные мнения. Говорят, что хорошая погода препятствует явке: люди предпочитают другие занятия. Так что степень влияния погоды на явку еще не установлена.
- Представителям каких партий в итоге достались депутатские мандаты?
- Если говорить о голосовании по партийным спискам в районные советы, то здесь пятипроцентный барьер преодолели «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. Но также четыре мандата получила «Справедливая Россия», чьи представители прошли в совет народных депутатов сельского поселения. А на выборах в районные советы предварительный итог таков: 116 мандатов – у «Единой России», 12 – у КПРФ, 3 – у ЛДПР. Плюс два самовыдвиженца.
- Как вы оцениваете кампанию? Были ли жалобы и на что?
- Достаточно спокойно шла кампания. Жалобы были, но, можно сказать, некритические. Касались они, в основном, агитационных вопросов. По средствам массовой информации была одна жалоба: из Семилук поступило обращение о возможном нарушении порядка ведения агитации через СМИ. Мы направили это обращение в соответствующие органы. Вполне возможно, что нарушение, действительно было: журналист дает оценку кандидату, что противоречит требованиям законодательства.
- Как происходило взаимодействие с наблюдателями?
- Жалоб, что кого-то из них не допустили на участок, или выгнали с участка, у нас в комиссии, по крайне мере, нет. Сейчас делаем анализ по районам, по сельским поселениям – посмотрим, что он покажет.
- Члены участковых комиссий не обращались в облизбирком по поводу того, что на них оказывается давление со стороны местных администраций, руководителей?
- Официально письменных обращений на этот счет не поступало. Звонки были, да. Но звонки к делу не подошьешь. Кстати, на замечание, что не всем наблюдателям была предоставлена возможность посмотреть на голосование вне участка, хочу сказать: количество мест в машине ограничено, а желающих поехать всегда больше, чем этих мест. Мы давали рекомендацию на места, чтобы при таких выездах шло чередование наблюдателей.
- А какой процент проголосовал вне помещения?
- Порядка 20 %. Это на процент меньше, чем на выборах в Госдуму. Но год назад в выборах участвовали городские округа, а жители городов вне помещений голосуют реже.
- Это была первая кампания, которую вы провели в ранге председателя областной комиссии. Что вас лично тревожило? Или вы были уверены, что все пройдет ровно?
- Да нет, абсолютно уверенным заранее нельзя быть никогда. Меня тревожило, как сложится работа членов комиссии с протоколами с использованием машиночитаемого кода (QR-кода). Технология до конца еще не отработана, поэтому я переживал. Но вроде бы все обошлось.
- А из Центризбиркома вам звонили, интересовались, как проходят выборы в Воронежской области?
- Думаю, ЦИК больше интересовали выборы другого масштаба, которые проходили в этот день: дополнительные в Госдуму, глав субъектов, региональных законодательных собраний. Они звонили, спрашивали, все ли участки открылись, есть ли вопросы? Мы доложили, что все проходит нормально. А так, я думаю, поскольку отсюда в ЦИК никто не жаловался, то и у них к нам вопросов больше не возникало.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии