Вечером 6 марта истек срок подачи документов от претендентов, желающих участвовать в конкурсе на пост главы города Воронежа. В список кандидатов вошли шесть человек, в том числе врио мэра Вадим Кстенин, который после слов поддержки со стороны врио губернатора Александра Гусева считается единственным фаворитом конкурса. Интернет-газета «Время Воронежа» попросила политтехнолога Сергея Борисова дать оценку завершившемуся процессу выдвижения кандидатов.
– Среди кандидатов в мэры выделяется один человек – врио градоначальника Вадим Кстенин. Как вы думаете, почему никто из ресурсных людей не бросил вызов ему и власти, не сказал: я хочу участвовать в конкурсе на пост мэра?
– Потому что сама должность воронежского мэра ничего из себя не представляет. Бюджет у города нищенский, ресурсов нет, и не предвидится. Какой уважающий себя человек станет бороться за такой пост? В современном состоянии пост главы Воронежа – это конечный продукт политической системы, исключающей всяческую инициативу сверху, снизу, сбоку, неважно. По этому поводу можно злорадствовать, можно воспринимать ситуацию как данность, но считать ее нормой, конечно, трудно.
– Корни этой системы кроются только в Кремле?
– Не только. Применительно к Воронежу и области эта система была заложена Алексеем Гордеевым, когда из политического поля выключили всех более или менее ярких участников процесса. Все вопросы политического характера при Гордееве решались в кабинетах, и пока так и осталось. В таких условиях ни один самостоятельно мыслящий человек не будет участвовать в конкурсе, потому что не хочет быть мальчиком для битья.
– Я правильно понимаю, что от мэра, назначенного по итогам конкурса, требуется всего два качества – умеренность и аккуратность?
– Совершенно верно. В политическом смысле глава Воронежа – невзрачная фигура. Но ведь это не только наша участь. Вы посмотрите на всех этих так называемых молодых технократов, которых президент в последние месяцы рассовал по губерниям. Подразумевается, что задача этих людей, говоря чеховским языком, делать дело. Видимо, в представлении сотрудников администрации президента, это некие роботы, которые по мановению верховной руки выполняют все, что от них требуется. Никакой политики – только голая функция. Но эта система нежизнеспособна.
– Я-то согласен. Но, может, другие люди потребуют пояснений.
– Мы видим, что в Воронеже главой города будет ставленник финансово-промышленной группы. В нормальных условиях можно было бы искать противовес этому в других властных структурах, но ведь и Воронежская городская дума в подавляющем большинстве представляет интересы местного олигархата. Общество же, лишенное права выбора, влиять ни на что не может. А в значительной своей части и не хочет. Поэтому даже в Воронеже власть представляют люди, обслуживающие интересы крупного капитала. Если взять того же Вадима Кстенина, то, как мне думается, его главная задача – помочь успешной реализации проектов компании «Выбор», начатых при Гордееве.
– Вы полагаете, отставной губернатор настолько сохранил силу своего влияния?
– Более чем уверен в этом. Алексей Васильевич, по моим наблюдениям, старается завершить все проекты, которые начинались с его позволения. Еще ему важно, чтобы этот процесс обошелся без скандалов.
– А как обойтись без скандалов, если, по-вашему, мэром станет представитель одного из кланов. Все остальные, получается, посчитают себя проигравшими.
– Не без этого. Но ведь нельзя утверждать, что Вадим Кстенин, став мэром, будет на кого-то давить. Он будет стараться угодить всем и каждому. Потому что у оппонентов могут быть способы давить на него лично. Для других кланов победа Кстенина – лишний повод не брать на себя ответственность ни за что. В принципе, Вадим Юрьевич, всех устраивает. При этом он будет постоянно подвергаться критике, и рейтинг у населения будет иметь очень низкий.
– И чем же закончится для него поход во власть?
– Никому не желаю зла. Но предполагаю большую вероятность того, что он может попасть под правоохранительную гребенку, когда президенту опять вздумается объявить кампанию по борьбе с коррупцией. Силовикам проще всего отчитаться, сажая муниципальных чиновников. А у Вадима Кстенина, думаю, никаких гарантий нет. Не думаю, что хозяева его клана станут его защищать, если вдруг над его головой сгустятся тучи.
Шесть кандидатов на пост мэра Воронежа
– Олег Данилов, директор Воронежского регионального общественного учреждения «Добровольная пожарная охрана Российского союза спасателей»;
– Руслан Кочетов, генеральный директор АО «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (ЕПСС), депутат-одномандатник гордумы от «Единой России».
– Вадим Кстенин, первый заместитель главы администрации по городскому хозяйству, временно исполняющий обязанности главы городского округа город Воронеж;
– Евгений Макушин, водитель в филиале ООО «РАСКО» «Воронежский стеклотарный завод»;
– Сергей Муштенко, директор ООО Центр «Карьера»;
– Александр Татаринов, неработающий.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии