На своей недавней встрече с воронежскими журналистами руководитель управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов, что на адрес его ведомства в 2016 году пришло писем впятеро больше прошлогоднего. Не свидетельствует ли это о росте социальной напряженности в связи новым подходом к начислению имущественных налогов?
- Да, вопросы в основном касаются имущественных налогов, но носят вполне «рабочий характер», - уточнил по просьбе интернет-газеты "Время Воронежа" Сергей Дуканов. - Квитанции в этом году пришли на два месяца позже обычного, и это заставило наиболее дисциплинированных плательщиков забеспокоиться. Честно сказать, мы ждали серьезного ухудшения собираемости. Этого и не произошло. Когда квитанции были разосланы, граждане быстро расплатились с государством: к середине декабря налоги заплатили почти 80% жителей области. Это один из лучших показателей в стране.
Да и другие вопросы в письмах - вполне стандартные. Почему у соседа льгота есть, а у меня нет? Почему в соседнем селе ветераны тыла не платят, а у нас – платят? Машина в угоне, почему налог начислен? Почему налог стал больше?
- А он действительно стал больше?
- В 2015-м г мы на кадастровую стоимость не перешли, количество объектов недвижимости увеличилось несущественно, но налога начислили почти на 150 млн. рублей больше. Главным образом, потому, что лишились льгот некоторые «особо состоятельные» пенсионеры. Во-первых, оменены льготы по налогам на коммерческую недвижимость, которая привела к тому, что на пенсионеров оформляли целые торговые центры. Во-вторых, покончено с практикой, когда пенсионер освобождался от налога на неограниченное количество квартир и домов, гаражей. А у некоторых насчитывалось по пять – шесть и более квартир и домов.
Сегодня пенсионер имеет льготу только на один вид недвижимости – не платит налог за один дом, одну квартиру, и один гараж или машино-место. Все, что сверх того, – подлежит налогообложению на общих основаниях. Эта мера обсуждалась многократно на разных уровнях власти и общества. Я считаю отмену льгот совершенно справедливой.
Кроме того, была произведена индексация инвентаризационной стоимости объектов - это привело к небольшому росту налогооблагаемой базы. Но без учета отмененных льгот, налоговая нагрузка выросла незначительно.
- И какова общая сумма собранных имущественных налогов?
- По данным на середину декабря 2016 года, поступило 3,2млрд рублей имущественных налогов физических лиц. На долю налога собственно на имущество физических лиц приходится около 430 млн. рублей, примерно 13,5% от общей суммы имущественных налогов граждан. Остальное дает налог на землю и транспортный налог.
На граждан приходится четверть имущественных налогов, три четверти уплачивают организации. Общая сумма имущественных налогов в Воронежской области (физические и юридические лица) составляет почти 14 млрд. рублей. Наши земляки отличаются аккуратностью и добросовестностью в уплате налогов. Подавляющая сумма платежей по данному виду налога поступила добровольно, без принудительного взыскания. По этому важному показателю Воронежская область занимает 9 место в России.
Из этих цифр видно, как неравномерно распределена нагрузка по видам собственности. Транспортный налог в разы был больше налога на недвижимость. Хотя квартира стоит по определению дороже, чем автомобиль. Квартир много гаражей много, а поступления от них – несколько сот миллионов. Теперь этот налог будет динамично развиваться.
- Тогда главный вопрос: какие цифры мы увидим в квитанциях за 2016-й год - то есть, осенью 2017-го?
- Это уже будут начисления за квартиры, дома, гаражи, произведенные объекты исходя из кадастровой стоимости объектов. Но революции не произойдет. Наш прогноз: повышение составит 20-25 %. В совместных консультациях с представителями органов власти, бизнеса, науки были выработаны, считаю, грамотные критерии для определения кадастровой стоимости объектов капстроительства.
Да, кадастровая оценка максимально приближена к рыночной. Но при начислении налогов с помощью коэффициентов будет производиться снижение суммы налогов – на теже 20-25%. Эта задача теоретически корректно, грамотно поставлена. Как она будет исполнена, другой вопрос. Но я думаю, что ориентироваться надо именно на эти показатели.
Мы также рекомендовали, чтобы объекты капстроительства, расположенные за пределами исторического центра Воронежа, были оценены ниже – пропорционально своей удаленности. Точно так же в районах. Чем дальше от районных центров, тем ниже должна быть оценка. Думаю, эти принципы будут использованы для определения кадастровой стоимости и в дальнейшем.
Если никаких грубых ошибок местные власти не допустят, то мы избежим серьезных социальных эксцессов, которые имели место в 2012 году.
Но рекомендации налоговиков необязательны к исполнению. Все налоги поступают в полном объеме в муниципальный бюджет, и муниципалитет в конечном итоге определяет их размер.
Мы, например,выразили пожелание, чтобы в городе принимались минимальные ставки, потому что здесь самая высокая кадастровая стоимость. Город исходит из другой позиции: а давайте попробуем – и установил максимальную ставку в 0,3%, в частности, для дорогостоящего жилья.
Претензии придут не в адрес оценщика, не в адрес Кадастровой палаты, не в адрес муниципальных депутатов, а в адрес того, кто прислал эту квитанцию - в ФНС. Хотя мы в этой ситуации выступаем в роли только лишь «калькулятора».
- Что делать, если налоги действительно обременительны для гражданина?
- Налог на недвижимость - прямой. Его платят независимо от того, есть деньги у человека или нет. Поэтому с точки зрения населения, не привыкшего к таким принципам, налог – «нехороший». Сегодня у человека высокий доход, завтра - никакого дохода. Надо либо имущество продавать или влиться в ряды недоимщиков и иметь дело с судебными приставами.
В теме недвижимости российское налоговое законодательство остается едва ли не самым социальным в мире. У нас самый большой список льготников- полтора десятка только федеральных категорий льготников, в том числе пенсионеры.
Есть, пусть небольшие, муниципальные льготы. Например, депутаты воронежской гордумы освободили от налога детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и одиноких матерей, которые воспитывают детей до 18 лет.
А главное - новый закон защищает интересы малоимущих слоев населения, определяя вычет из стоимости жилья:- в отношении дома –50 кв. метров,- квартиры - 20 кв. метров,- комнаты в коммуналке – 10 метров.
Считаю, эта мера грамотная, нужная, социально значимая, главное – она соответствует реалиям Воронежской области. В наших селах дома советской постройки в подавляющем большинстве имеют площадь около 50 квадратных метров. Владелец небольшого дома в городе тоже может вообще не платить налога.
Кроме того, до 2020 года будут действовать понижающие коэффициенты. Калькулятор для расчета налогов доступен на сайте налоговой службы, он весьма прост в пользовании. Цель реформы – не только наполнить бюджет, но и соблюсти социальный баланс. – Для этого налоговики ведут постоянные консультации с местными властями, призывая их к мудрости. Надо, чтобы те, кто не платит налоги, начал платить, а те, кто сегодня платит, платить не бросил.
Беседовал: Александр Саубанов
Комментарии
1