Елена Игнатова:«Медицинская профилактика должна быть выгодна государству»

Елена Игнатова:«Медицинская профилактика должна быть выгодна государству»

Врач ЛФК и спортивной медицины – о проблемах профилактики и реабилитации в регионе

«Прямой разговор». В Воронеже 5 декабря состоялся круглый стол «Лечить не надо профилактировать. Где поставить запятую, в Воронеже еще не определились». Участие в нем приняли представители департамента здравоохранения области, Роспотребнадзора, Ассоциации работников здравоохранения, областного клинического центра медицинской профилактики, медучреждений, сферы образования и спорта. Специалисты пришли к выводу, что в регионе есть ряд существенных проблем в данной сфере.

«Время Воронежа» решило продолжить тему и взять интервью у представителей частной медицины по проблемам медицинской профилактики заболеваний, а также реабилитации пациентов после операций.

Елена Игнатова, врач ЛФК и спортивной медицины, эндокринолог-диетолог, директор фитнес-центра «Три богатыря на Заставе»

– Какие существуют проблемы в профилактической медицине в Воронеже?

В советское время была хоть какая-то профилактика. Именно на уровне поликлиник. На данный момент это осталось у нас в санаториях им. Дзержинского и им. Горького. Есть еще более отдаленные территории, но они меньше пользуются спросом.

Вообще оснащение региональных стационарных  санаториев-профилакториев на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Более-менее хорошее оснащение у этих двух санаториев, которые я назвала. Но опять же лечение там дорогостоящее. Европейская медицина в основном уходит от стационарного лечения. Нам тоже необходимо перейти на амбулаторную медицину, по типу дневного стационара.

На круглом столе поднимался такой вопрос, что сейчас врачам невыгодно заниматься профилактикой. И существует мнение, что аптеки также не заинтересованы в том, чтобы проводилась эффективная профилактика. Что вы думаете на этот счет?

– Этот вопрос  можно обсуждать бесконечно. Конечно, то, что число аптек увеличивается с каждым годом, является немаловажным фактором. Если брать фармацевтов, которые занимаются поставками, у них есть определенная статистика. В основном люди покупают препараты от простуды и обезболивающие. Это все, что пользуется огромным спросом.

Простуда – это иммунитет, на который также можно влиять питанием, изменением режима жизни. Если боль для нас как специалистов по реабилитации это сигнал того, что надо искать причину, то фармацевтика утверждает, что проблему можно решить за счет обезболивающих. Но они лишь блокируют боль у человека, стресс пройдет, и через два-три месяца у пациента снова все заболит. Это огромная отрасль. Но я не знаю точно, насколько можно это считать заговором.

– Как вы считаете, достаточно ли у нас проводится пропаганда здорового образа жизни среди населения?

– В советское время была активная пропаганда, а сейчас практически нет. Хоть и приводят в пример какие-то буклеты, которые пытаются распространять, но кто их видит? Ведь их расклеивают только в больницах, молодежь точно этого не замечает. Если бы они в социальных сетях это где-то продвигали. Наш департамент здравоохранения  периодически информирует о каких-то заболеваниях, но это тоже не массово. Профилактической медицине, в частности, кинезиологии у нас уделяют мало внимания, потому что выгоднее лечить все препаратами. Но на самом деле необходимо развивать профилактические центры.

– Если бы вам выделили 1 млрд рублей, на что бы вы, в первую очередь, направили эти деньги? [вопрос задавали специалистам на круглом столе]

– Я бы направила средства на создание в Воронеже сети профилактических центров у дома. Эти центры будут полностью оснащены, особое внимание я бы уделила подбору персонала, все должны быть обязательно медработниками. Несколько врачей спортивной медицины, а также фельдшеры, медсестры.  Понимаете, когда мы занимаемся профилактикой, мы экономим деньги. Намного дороже потом лечиться и заниматься восстановлением. Конечно, я бы направила эти деньги еще на популяризацию здорового образа. Пропаганда и сети профилактических центров – это должно быть выгодно государству.

Виктор Васильев, инструктор ЛФК

– После каких операций к вам чаще всего обращаются за реабилитацией?

– Для Воронежа наиболее специфична проблема с коленными суставами и со стопами. Я приехал с северо-запада, там немножечко по-другому тело у человека сформировано. В  Ленинградской области средний рост людей чуть ниже, чем в Воронеже. Здесь люди высокие. У девушек, да и у мужчин в принципе пропорционально конечности нижние длиннее, и возникают именно проблемы, связанные с повреждением коленного сустава. Например, работая в Новгороде, я больше сталкивался с проблемой позвоночника. Работая здесь, я вижу больше историй с коленями, а потом уже позвоночник.

– Вы занимаетесь реабилитацией после любых операций?

– Нет, я стараюсь не работать с людьми с ДЦП, я не очень люблю работать с постинсультными. А с инсультами у нас в регионе проблемы. Возраст инсультов очень помолодел, даже до 20 лет. Сказывается некачественное питание, малоподвижный образ жизни и экологический фактор.

Почему не беретесь за реабилитацию таких людей?

– Конечно, здесь должен быть параллельно врач, чтобы я выполнял именно двигательную реабилитацию, а врач обеспечивал необходимой и фармакологической поддержкой, должна быть также аппаратная терапия, необходимая для улучшений сосудистого тонуса, стимуляции мозгового кровообращения. И, конечно, такая реабилитация — очень дорогостоящая. И для каких-то элементов медицинской реабилитации нужен не только врач, но и определенное оборудование, которое не всегда есть, поэтому с инсультами я тоже не очень люблю работать. В Воронеже есть санатории, где работают инструкторы физкультуры, я думаю, большую часть реабилитации они берут на себя.

– Какие основные проблемы реабилитации пациентов после тяжелых операций?

Основная проблема это то, что нет системности. Врачи даже из госучреждений не могут сказать, что есть, например, Васильев, отправляйте к Васильеву.  И в таком случае можно было бы написать  рекомендацию, где будут прописаны лекарственные препараты для амбулаторного приема, лечения и определенная физическая активность. Чаще всего это все доктора назначают неофициально. Второе нехватка кадров. Вообще все вытекает из системности: нехватка финансирования, нехватка кадров, слабая информированность населения. То есть у нас народ еще много мыслит о том, что таблетки помогают. Они не понимают, что таблетками только снимают какие-то боли, а ситуация не меняется, болезнь абсолютно не исцеляется.

Вы проходили обучение в США. Какие там особенности реабилитации?

Во-первых, у них целостный подход. В нашей стране если болит ухо, то лечат только его. Болит глаз – отправляют к окулисту. В США смотрят на тело в целостном подходе. Например, у человека болит поясница. Там не будут лечить сразу поясницу –  сначала посмотрят стопу, тазобедренный сустав и отделы позвоночника. Исследуют, как двигается диафрагма, как человек дышит, а потом уже отпадает необходимость работать с поясницей. То есть делают глобальный анализ, а от глобального анализа ищут локальные дисфункции, решают их, и тело нормализуется.

В Америке не занимаются лечением, а создают необходимые условия для системных изменений в теле человека. Они формируют ситуацию, когда человек сам исцеляется, это отличает медицинскую реабилитацию именно от физической. Поэтому взяв это за девиз в работе, я не могу сказать, что я занимаюсь лечением. Я помогаю человеку восстановить свое тело, прийти в нормальное состояние.

Беседовала Эльвира Бутырина 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.