Руководство Воронежского государственного природного биосферного заповедника им. В. М. Пескова опубликовало заявление, где рассказано о конфликте с администрацией Ступинского сельского поселения Рамонского района по поводу статуса земельных участков у границ особо охраняемой природной территории (ООПТ). И.о. директора Сергей Кокорев опасается, что на пограничных с заповедником 38 га могут появиться новые жилые дома, что, по его мнению, противоречит положению об охранной зоне заповедника.
В начале сентября 2018 года администрация Ступинского сельского поселения изменила вид разрешенного использования двух земельных участков у границ заповедника общей площадью более 38 га. Из категории сельхозземель они перешли в условно разрешенный вид использования «ведение дачного хозяйства» (формулировка исходного документа – прим. ред.). Постановление было подписано 7 сентября в день проведения публичных слушаний по данному вопросу. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, данная категория не запрещает возведения жилых домов высотой до трех этажей и вспомогательных построек.
По мнению и.о. директора Воронежского заповедника Сергея Кокорева, это противоречит существующему положению об охранной зоне заповедника, а его точка зрения не учитывалась на публичных слушаниях по принятию постановления.
– Кроме того, что непосредственная близость жилых домов к заповеднику усилит негативное воздействие на природу, это еще и усложнит обеспечение пожарной безопасности Усманского бора. Сейчас мы готовим заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность принятого решения, – считает Сергей Кокорев. Его официальное заявление по проблеме опубликовали на сайте заповедника.
Согласно данным публичной кадастровой карты, спорные участки вплотную прилегают к западной границе самого заповедника. В постановлении правительства РФ об охранных зонах ООПТ сказано, что ее ширина не может быть менее 1 км. Поэтому спорные участки в Ступино вполне могут входить в нее. Интернет-газета «Время Воронежа» направила запрос в Минприроды, чтобы выяснить, являются ли два «конфликтных» участка частью охранной зоны.
Точные границы охранной зоны заповедника определены в документах Минприроды и местных властей, однако в приложениях к документу они не отмечены на карте. В постановлении администрации области от 6 августа 1998 года № 779 об организации охранной зоны заповедника западная граница, проходящая через Рамонский район, определена так:
От железнодорожной станции Рамонь по автомобильной дороге ст. Рамонь - г. Рамонь до моста через р. Воронеж, по правому берегу р. Воронеж, вверх по течению, до моста в с. Ступино и пересечения с высоковольтной линией электропередач, далее по указанной линии электропередач на север до пересечения с границей Рамонского района, далее по границе района на восток, до пересечения с границей Воронежского биосферного государственного заповедника.
На территории охранной зоны тем же постановлением 1998 года запрещено строительство предприятий, турбаз, лагерей и новых жилых поселков, а также расширение существующих. Вся деятельность, способная повлиять на природные комплексы заповедника, допускается только с согласования администрации ООПТ. При этом участки, входящие в охранную зону, не изымаются у собственников, им просто приходится следовать правилам пользования данной территорией.
– Мы не уверены, что при продаже участков люди будут предупреждены обо всех тонкостях владения землей возле ООПТ, когда строительство невозможно, так как противоречит действующему законодательству, – подчеркнул и.о. директора заповедника.
Согласно данным Росреестра, меньший из спорных участков – площадью 18,3 га – принадлежит Валентине Крылатовой, дата постановки на учет – 18 июля 2018 года. Последние изменения в кадастре по нему – 20 июля. Это земли сельскохозяйственного назначения, пригодные только для сельскохозяйственного использования. Данных о собственнике второго, большего участка, в Росреестре нет. Между тем, это тоже сельхозземли, но пригодные для дачного строительства. Участок также поставлен на учет 18 июля 2018 года, но дата последних изменений в кадастре 10 октября.
В 2016 году заповедник уже судился с администрацией Ступинского сельского поселения и лично с его главой. ООПТ требовала внести изменения в генплан поселения с обозначением и обременением в нем охранной зоны. Ответчик тогда ссылался на то, что в генплане учтены границы заповедника, и указывал, что на местности они не определены. Рамонский райсуд установил, что границы охранной зоны в генплане действительно были учтены неверно, в некоторых местах ее граница совпадала с границей заповедника, что запрещено федеральным законодательством.
Однако суд отказал в удовлетворении иска по формальным основаниям, так как истец просил признать бездействие главы администрации и обязать его инициировать изменение генплана. Судья пришел к выводу, что глава не бездействовал, и вносить изменения в генплан по обращению не должен.
Интересно, что рамонским судьей, который отказал в 2016 году заповеднику в охранной зоне, был скандально известный Виталий Зубов. Ранее в его профессиональной квалификации публично усомнился бывший тогда губернатором Алексей Гордеев, а о пристальном внимании к его деятельности по «земельным» судам заявил прокурор области Николай Шишкин.
В Липецкой области, где находится часть Воронежского заповедника, тоже были споры вокруг его охранной зоны. В 2008 году липецкий губернатор отменил постановление об охранной зоне заповедника, принятое в 1994 году, которое отменяло документ о ее создании 1983 года. В июле 2017 года региональная прокуратура подтвердила, что границы охранной зоны регулируются документом 1983 года.
Руководство заповедника так остро отреагировало на возможное новое строительство в своих границах, так как только недавно суд поставил точку в истории «Рамонских дач». А из-за ситуации в Ступино может назреть новая подобная тема, считает администрация ООПТ.
В конце сентября 2018 года суд Рамонского района удовлетворил иск Воронежского государственного заповедника к ООО «Рамонские дачи». По решению суда, ответчику нужно рекультивировать участки в природном заказнике «Воронежский», однако решение обжалуется в апелляции. ООО планировало возвести на участках в Рамонском районе дачный поселок и направило в заповедник письмо с просьбой согласовать строительство. Руководство учреждения отказало, заявив, что участки находятся на территории природного заказника федерального значения «Воронежский» и строительство требует согласования Минприроды России. Собственники земельных участков настаивали, что честно приобрели землю и имели разрешительную документацию. С 2012 по 2014 год новые владельцы приобрели участки и успешно прошли все необходимые процедуры. Но перед началом стройки столкнулись с проблемой: оказалось, в 2011 году Минприроды присоединило купленные земли к заказнику. Но владельцы об этом узнали лишь в 2015 году.
Подобные споры за земли ООПТ идут и в соседней Курской области. По факту строительства в охранной зоне Центрально-Черноземного биосферного заповедника им. Алехина возбудили уголовное дело. Следствие полагает, что администрация Курского района незаконно выдавала разрешение на строительство в деревне Кукуевка, часть которой лежит в охранной зоне заповедника. Всего за семь лет был выдан 381 подобный документ.
Воронежский государственный заповедник создан в 1923 году. Находится в ведении Минприроды РФ. Территория расположена на границе Воронежской и Липецкой областей и занимает северную половину Усманского бора. Площадь заповедника 31 тыс. га, площадь охранной зоны, по данным Минприроды , 9,1 тыс. га. На южной границе заповедника находится поселок Краснолесный (по железной дороге — станция Графская), на западной — районный центр Рамонь, на северной — липецкая Усмань. С февраля 2018 года и.о. директора является Сергей Кокорев.
Автор: Дарья Бородина
Комментарии