Воронеж может стать «региональной моделью внутреннего консенсуса»

 Воронеж может стать «региональной моделью внутреннего консенсуса»

Политологи напророчили стране трудные времена в условиях политического единства  


 

 «Сценарии развития ситуации после выборов».  Круглый стол на эту интригующую тему и закрытые брифинга состоялись в Воронеже в четверг, 8 июля.  В нем участвовали авторитетные политологи: руководитель экспертной группы «Крымский проект» Сергей Михеев, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, директор Независимого агентства Региональных Исследований (НАРИ) Евгений Полковников, позже к ним присоединились профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, а также депутат Госдумы и кандидат экономических наук Сергей Гаврилов.

«Лучше не будет»

Спикер с самой суровой внешностью Сергей Михеев начал излагать свои прогнозы первым и огорошил их если не мрачностью, то беспросветностью:

- Я специалист по   постсоветскому пространству, и не вижу в этой сфере ни малейших перспектив улучшения.  Санкции никто с нас не снимет, не для того их накладывали. Проблемы на ближней к вам Украине останутся.  В Средней Азии может осложниться ситуация в связи со смертью президента Каримова, и будет обязательно попытка внедрить демократию по образцу украинской, а это усложнит жизнь и Китаю, и нам. Но это не повод пугаться, а мобилизоваться, извлекая уроки из недавнего прошлого. Украина – страна, где бизнес определял и определяет политику. Вся внутренняя и внешняя политика была имитацией, прикрывающей дележ собственности. Это и довело страну до глубочайшего кризиса.  Институты, которые казались незыблемыми, вроде «Партии регионов», посыпались. Пагубной оказалась западофилия, которой, к слову, страдают и россияне: мы наделили Запад теми добрыми чертами, которыми он никогда не обладал.

И уже буквально через несколько минут тезисной речи оратор перешел к выводам:

- В обществе нужен консенсус. Консенсус между разными политическими группами и населением.  В частных вопросах они могут придерживаться разных взглядов, но при этом должны быть, условно скажем, патриотической направленности и нацеленными на позитивную работу. Нам крайне бережно нужно относиться к тому, что еще удалось сохранить. В первую очередь, это промышленный потенциал. Например, в Воронеже все-таки удалось сохранить значительную часть производств.   Кроме того, в вашем регионе представлены практически все основные парламентские и непарламентские партии. И хотя бы на региональном уровне Воронежская область могла бы быть образцом поствыборного консенсуса с привлечением ответственных политических сил, опирающихся на промышленный блок.

Сергей Михеев был суров в прогнозах, но в принципе ничего нового не сказал. А слово «условный патриотизм», могло означать только одно – патриотизм.

Чем ближе к границе, тем честнее должны быть выборы

Олег Бондаренко напомнил о недавней провокации террористов в Крыму – и этим неожиданно обосновал необходимость «особо честных» выборов: 

- Политологи уверены, что   подобные провокации могут быть и в любой пограничной области. Поэтому власти, силовые структуры должны быть особенно щепетильны и последовательны в вопросах обеспечения законности и порядка на выборах. Провокации могут быть необязательно «террористическими», они могут быть любыми, нашелся бы повод.

Но главным фактором развития страны после выборов, по мнению спикера, будет «Крымский консенсус» - ситуация, когда два года назад президента поддержали практически все политические силы. 

-  Ситуация после Крыма изменилась. Если раньше электорат «Единой России» равнялся электорату Путина, то теперь «путинцы» могут голосовать и за КПРФ, и за ЛДПР, и «Справедливую Россию». Многое из сегодняшних процессов внешней политики предвосхитила КПРФ. То, что в 90-е и даже в начале нулевых предавалось анафеме, сегодня стало мейнстримом

Власть очень дорожит согласием политических сил. Но, как отметил выступающий, до сих пор «консенсус» распространялся только на внешнюю политику. А после выборов постарается распространить его на внутреннюю политику.  Президент, скорее всего, заинтересован в том, чтобы разделить ответственность за ситуацию в стране – и мы после выборов можем увидеть «Правительство крымского консенсуса». Такое, по сути, коалиционное правительство особенно актуально в свете приближающихся президентских выборов.

«Партия трубы» сыграет отбой

Эксперт Бондаренко не согласился с мнением воронежских журналистов, что сейчас у нас у власти «олигархократия». Нет, у него оказалась личная классификация игроков:

- Есть «партия трубы», а есть «партия станка». Я думаю, выборы   2016 года будут концом эпохи олигархов «от трубы». Вопрос в том, чтобы создалась здоровая «фракция» производственников.

Основная мысль спикера понятна: в условиях «денег нет, но вы держитесь», власть не может ничего дать, кроме дальневосточного гектара и кусочка власти. Но что будет, когда и этот ресурс кончится?

-  Я считаю, что вопрос внутреннего консенсуса гораздо более сложен и драматичен, чем это представляется, - не согласился с коллегами Сергей Гаврилов. – Экономическая ситуация крайне сложная.  Мы отложили обсуждение бюджета летом, перенесли на осень. Следующий год будет очень непростым.  У нас не будет новых строек. Из-за твердолобости монетарного блока инвестиции могут исчезнуть как категория. Тем не менее, решение   по внутреннему консенсусу должно было бы состояться   до выборов, а не после. Субъекты выработки консолидации власти – это кто? Правительство? Администрация президента? Мы видим возможность повторения одномандатной демократии 90-х годов.

Гаврилов несколько по-своему трактовал понятие «людей от станка»: это часть чиновников, силовики, представители корпораций с госучастием, ВПК.

- Посмотрите: ВАСО уже не работает на рынок. Основные заказчики - это министерство обороны и госструктуры. Та же ситуация   в Роскосмосе. Основным локомотивом модернизации этих и подобных отраслей будет государство.  И представители промышленных кругов, находящихся в разных партиях, и будут формировать повестку «внутреннего консенсуса».  Иначе мы опять окажемся в конце 90-х. 

Основные игроки на воронежском поле

Профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева задержали на совещании в Администрации Президента. Поэтому политолог присоединился к обсуждению с опозданием. Матвейчев сказал, что на федеральном уровне есть пристальный интерес к исключительно прозрачным выборам при отсутствии явного давления. Также присутствует более чем явное стремление отключение влияния олигархов на политику. Кроме того, есть понимание, что существующая экономическая политика не может вывести страну из экономического кризиса. И крайне важно восстановить единство политической элиты, представляющей интересы разных отраслей экономики и национально ориентированный средний бизнес. Что касается Воронежской области, то, по мнению политолога, что здесь два основных игрока – «Единая Россия» и КПРФ. По словам Матвейчева, федеральный центр посылает совершенно четкие сигналы о своем расположении, в том числе, и лидерам списка КПРФ. «Мы видим, что в самый разгар кампании президент награждает Сергея Гаврилова орденом «За заслуги перед Отечеством» и медалью «Участнику боевых действий в Сирии». Это сигнал и признание его усилий по поддержке авиапрома и оборонки», – подытожил профессор.

Скучно избираетесь, господа!

Социолог Евгений Полковников отметил, вслед за воронежцами, определенную скучность, бесцветность нынешней кампании.

- Но в этом есть свой смысл. Легитимность выборам дает   отсутствие скандалов и высокая явка.  В последнее время наблюдается   падение рейтинга «Единой России», это так. «Освободившиеся голоса» дрейфуют к непарламентским партиям. С первой тройкой будущих партий-победителей все понятно, но есть три-четыре непарламентские, которые могут «выстрелить» и обеспечить себе если не 5, то хотя бы 3 % голосов – в последнем случае партия получит право на госфинансирование.  

Ситуация в Воронеже отличается от общефедеральной – здесь еще больший рост рейтингов непарламентских партий. Рейтинг ЛДПР в два раза ниже, чем в среднем по стране. Мы понимаем, что главное назначение партии «Коммунисты России» – отбирать голоса у КПРФ. Возможно, избиратель здесь хуже разбирается в картине политических сил.  Еще одна особенность региона – здесь расположен один из тех одномандатных округов, где идет реальная, жесткая борьба с непредсказуемым результатом – это воронежский округ. И мы выбрали Воронежскую область в качестве одной из немногих, где мы будем проводить экзит- пулы.

Очевидные выводы

Очевидно, что речь идет о подборе людей, которые будут проводниками этой позиции и вДуме и в правительстве. То есть идет поиск людей, готовых к профессиональному в идеологическом смысле выражению государственных интересов. Такие люди есть в разных партиях – «Единой России», КПРФ, других. Вполне вероятно, что в ближайшее время многие из этих политиков получат приглашения в федеральную власть. К примеру, губернатор Алексей Гордеев вполне может быть приглашен в вице-премьеры нового правительства. Однозначно будет востребован и опыт Сергея Гаврилова, который на протяжении многих лет отстаивает интересы крупнейших воронежских промышленных предприятий (ВАСО, КБХА) и Юго-Восточной железной дороги. Возможно, пригласят и других депутатов, политиков из Воронежской области, которые имеют твердую идеологическую позицию в отношении реального сектора экономики.

Есть основания полагать, что высшая исполнительная власть изучает реальные запросы со стороны региональных элит – руководства областей, руководителей предприятий, ведущих политиков и на этой основе предлагает новые пути. В том числе – консенсус на основе единой внутренней политики: промышленной, сельскохозяйственной, социальной, культурной, образовательной.

Автор: Александр Саубанов

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.