В фокусе Большого брата: зачем следят за воронежцами?

В фокусе Большого брата: зачем следят за воронежцами?

Редакция «Времени Воронежа» выяснила, для каких городских проектов используют данные о геолокации жителей

Мэрия Воронежа заказала два важных документов для города, в которых предполагается использование big data, а именно – данных от сотовых операторов по перемещению пользователей.  Речь идет о разработке генплана и комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД). Первый рассчитан на ближайшие 20 лет, второй – на десять. «Время Воронежа» выяснило, как разработчики используют геолокацию для создания Воронежа будущего.  

«Умный» город

О том, что за воронежцами следят через сотовые телефоны, власти объясняют пользой для самих жителей. По данным департамента цифрового развития области, в регионе проводится анализ геолокации пользователей, позвонивших в Систему-112. Это позволяет точно определить географические координаты и сократить время прибытия помощи. 

В этом году анализ геоданных начнут использовать и при разработке генплана и КСОДД Воронежа. В основном данные по перемещениям пользователей необходимы для упорядочивания в будущем транспортных потоков. О перегруженности главных магистралей знает каждый воронежец, как и о проблемах переполненного общественного транспорта в час пик. В будущем генплане разработчики  как раз и намерены сбалансировать распределение рабочих мест, чтобы упорядочить автомобильный трафик и скопление пассажиров.

В Институте генплана Москвы, который занимается разработкой генплана Воронежа, «Времени Воронежа» сообщили, что будут использовать данные геолокации при создании транспортной модели города. Проект должен учесть и строительство воронежского метро. Разработчики считают, что им необходимо видеть реальную картину по количеству пассажиров общественного транспорта и автомобилистов. Чтобы придумать, как упорядочить транспортные потоки и минимизировать пробки, а также правильно распределить общественный транспорт.    

– Транспортная модель представляет собой сложную систему, которую можно упрощенно представить как некое математическое описание поездок жителей между районами города с различными целями. На работу, учебу, за покупками и так далее. Для того чтобы эти математические описания были сопоставимы с реальной картиной перемещений жителей, которую каждый день можно наблюдать на дорогах, тротуарах и в общественном транспорте, необходимо выполнить так называемую калибровку транспортной модели – настроить различные ее параметры и коэффициенты, – рассказали в институте.

При разработке модели институт будет использовать данные сотовых операторов. Обращение к big data обосновывают точностью такой аналитики.  «Обширная выборка данных геолокации позволяет провести анализ перемещений пользователей и откалибровать транспортную модель с достаточной точностью», – пояснили в институте. Таким образом разработчики генплана Воронежа стремятся   к точности прогноза транспортных потоков, чтобы учесть его при формировании стратегии градостроительного развития «умного» города.    

При создании другого крупного городского проекта – КСОДД – также будут отслеживать перемещения воронежцев. Замдиректора по инновационному развитию «Росдорнии» (генподрядчик КСОДД) Виталий Миронюк рассказал «Времени Воронежа», что обезличенные данные сотовых операторов будут использовать при оценке «объемов корреспонденций» между основными транспортными районами города. На основании этой информации «Росдорнии» подготовит предложения по развитию дорожной сети и оптимизации общественного транспорта в Воронеже.

– Мы заказываем услугу формирования обезличенной базы данных перемещения абонентов между базовыми станциями сотовых операторов. Далее производим операции по моделированию, интерпретации и визуализации данных c помощью дополнительных программных инструментов, – пояснил Виталий Миронюк.

Отметим, на совещании в мэрии в январе разработчики и генплана, и КСОДД заявляли, что сотрудничают друг с другом по смежным задачам. А именно, по замерам пассажиропотока и планированию транспортной схемы города. Совместные замеры помогут «дать картину и на перспективу – с учетом темпов и направлений развития города в будущем», пояснил тогда мэру представитель «Росдорнии» Александр Чеботарев.

Аналитика без лица

Представители большой четверки сотовых операторов заверяют, что используют только обезличенные данные абонентов и не нарушают сохранность персональных данных.  Как рассказали «Времени Воронежа» в Tele2 и «МегаФоне», анализ big data на территории Воронежской области операторы применяют в основном для своей же работы. А именно, для планирования размещения базовых станций и новых салонов.

– Благодаря анализу обезличенных данных о пешеходном трафике, времени нахождения абонентов в конкретном районе и других показателей мы размещаем новые салоны связи в наиболее трафиковых и удобных для абонентов локациях, – пояснили в Tele2.

Отметим, что данные по перемещениям воронежцев для подготовки генплана генподрядчик «Росдорнии» заказал у «МегаФона». Директор воронежского «МегаФона» Олег Залукаев считает, что анализ динамики нагрузки на базовые станции дает оперативную информацию о жизни города, которая может быть полезна не только  властям, но и бизнесу. По геопространственному анализу оператор планирует сотрудничать с девелоперами, транспортными компаниями, ритейлерами.

В Tele2 среди своих потребителей аналитики big data называют банки, которым оператор предоставляет три сервиса: скоринг, сервис верификации и мониторинг клиентских событий. С их помощью оценивают благонадежность клиентов. К примеру,  по запросу банка оператор предоставляет общие сведения об активностях абонента: о смене SIM, расторжении абонентского договора, блокировке карты, уходе по MNP и др.

 Для госорганов, а именно для властей Москвы, оператор Tele2 в прошлом году предоставлял информацию о динамике передвижения населения. Ее учитывали при планировании технической и транспортной инфраструктуры.

– Накладывая маршруты перемещения абонентов на карту города, мы видим, как увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру, автодороги, железные дороги и метро. Это дает возможность властям реализовать концепцию «умного» города: планировать парковки, маршруты общественного транспорта, остановки, детские сады, – считают в Tele2.

Судя по всему, власти Воронежа, как и Москвы, хотят видеть от разработчиков  генплана и КСОДД проекты, в которых облцентр  приблизится к концепции «умного» города. Поэтому создатели проектов и обратились к big data.

Тренд: цифровизация

Перспективным направление телекома сегодня считают цифровизацию. Тренд продвигают как в госорганах и бизнесе, так и в быту – это сервисы умных домов, интернет вещей (IoT) и проч. Например, в Иннополисе (Татарстан) «МегаФон» внедрил интернет вещей в сферу ЖКХ для контроля потребления энергоресурсов, в Челябинске появились «умные» дорожные знаки, а в Брянске — экономное и энергоэффективное освещение. Сервисами  «МегаФона» с использованием цифровой аналитики пользуются в Воронежской области, например, «ЭкоНиваАгро», в соседней Белгородской –  предприятия «Металлоинвеста» (Лебединский ГОК и ОЭМК)

В Воронежской области, по данным департамента цифрового развития, big data будет применяться в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Какие конкретно это будут проекты, «Времени Воронежа» не пояснили.

Автор: Ирина Овчарова

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.