В Воронеже состоялся круглый стол, посвященный процедуре опроса населения при принятии политических вопросов. Рассматривали ее через призму развития городской среды. Однако дискуссия вылилась в то, какой реальной властью обладает гражданин при попытке принятия на этом уровне политического решения.
Первой слово взяла руководитель управления главы администрации Воронежа Галина Смирнова, где она рассказала об опыте организации мероприятий по формированию комфортной городской среды. Она упомянула, что в Воронеже существует масса программ, которые служат для улучшения пространства, в частности, «Благоустройство дворовых территорий», «Обеспечение коммунальными услугами населения Воронежа» и т.д. Практика спрашивать у населения то, какую территорию нужно благоустроить, появилась, по словам Галины Смирновой, в 2018 году. Оповещение населения происходит путем размещения информации на сайтах муниципальных районов и городских округов. Первым объектом, который был сделан при участии жителей, стала Советская площадь. Тогда гражданам предлагалось выбрать объект из списка или предложить собственный вариант. Свое волеизъявление можно было изложить на сайте городской администрации и в местах притяжения людей при помощи волонтеров.
На текущий момент технология изменена. Городская администрация размещает информацию о том, что мэрия готова принимать заявки от жителей на благоустройство различных территорий в течение 30 дней. Также можно было приложить проект того, как должна выглядеть территория. После этого собирается общественная комиссия при администрации, по итогам которой выделяется пул пространств, которые предполагается облагородить. Список публикуется на сайте мэрии и с этого момента начинается голосование.
Одним из последних примеров, когда граждане могли повлиять на то, какое пространство будут благоустраивать, датирован весной этого года. На сайте «Госуслуг» каждый гражданин старше 14 лет мог принять участие в голосовании, где определялось, какие объекты модернизироваться в 2023 году. Также можно было высказаться на платформе 36.gorodsreda.ru и с помощью волонтеров. Всего было выбрано 24 территории для благоустройства, из которых только две вышло в финал. «Детский литературный парк», который потом стал победителем, и парк «Южный».
Что касается дворовых территорий, то здесь работает иной механизм. Граждане должны подать заявку в управу района. При этом, Галина Смирнова отметила, что основной пул таких территорий был сформирован в 2017 году. Тем не менее, администрация периодически публикует информацию о сборе заявок на иные пространства. Жители собирают их, предлагают вариант ремонта, который должен быть произведен. Однако, здесь существует перечень обязательных работ и дополнительных, которые на 20% оплачиваются жителями.
Есть и другая процедура, где люди могут принять личное участие в судьбе той или иной территории: это общественные обсуждения, однако, по словам Галины Смирновой, люди в ней не принимают большого участия.
– Не очень активно люди принимают участие (прим. ред. – в процедур общественных обсуждений). Есть пул заинтересованных людей, которым хочется и они обращаются. То есть, люди на слуху и объекты у них на слуху, они что-то предлагают. В основном, людям неинтересно это. Ближе – свой собственный двор. Сколько участвует людей в процессе общественных обсуждений? Ничтожно мало, – заявила Галина Смирнова.
Приглашенные эксперты также выявили ряд проблем, которые могут мешать людям, помимо их собственной безынициативности. В частности, затрагивался вопрос роли и места опроса в решении вопросов местного значения. Такая практика волеизъявления граждан предусмотрена, согласно 31 статье Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ №131). Однако есть важная оговорка, которая говорит о том, что результаты опроса носят рекомендательный характер.
Во время дискуссии был приведен пример, который случился в Алтайском крае, когда группа лиц подала иск о признании незаконным постановления администрации района субъекта РФ, в связи с которой одна из муниципальных общеобразовательных организаций стала филиалом другой структуры. Суть претензий была в том, что не должным образом были выполнены законодательные процедуры, в частности, опрос населения по этой теме не проводился. Как итог, в удовлетворении их требований было отказано. Дело в том, что по утверждению Конституционного суда опрос не является формой осуществления власти населением.
– Опрос граждан при формировании городской среды является эффективным, но муниципалитеты не всегда это используют. В рамках реализации нацпроектов опросы проводятся, но в рамках 131 ФЗ они по какой-то причине игнорируются. Зашла на сайт городской Думы и обнаружила, что почему-то наш представительный орган не инициирует опросы граждан по реализации таких проектов. Но есть портал «Активный электронный гражданин», который был создан по инициативе правительства Воронежской области и на сайте опросы граждан проводятся регулярно. Единственный момент, голосования не пользуются популярностью, – отметила помощник депутата Воронежской областной Думы VII созыва, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права ВГУ Виктория Китаева.
Доктор юридических наук Ольга Рогачева заявила, что в отличии от иностранной правовой практики, где принятые решения с нарушением публичных слушаний признаются незаконными, в российском законодательстве нет «точек соприкосновения» между вовлечением граждан и административными процедурами. Он предположила, что это может быть связано с формальным подходом законодателя к управленческим процессам.
– Возникает вопрос вовлеченности граждан в этот процесс. Насколько мы можем знать о том, что где-то объявлен какой-то конкурс. Мне кажется, что здесь недостаток возникает в том, что помимо должного законодательства об административных процедурах, существует отсутствие должного информационного обмена между органами публичной власти и гражданами.
Если мы говорим о вовлеченности граждан, то мы это учитываем при рассмотрении обращений. Если говорить об участии людей в принятии управленческих решений, то на сегодняшний день мнение населения учитывается в меньшей степени, исходя из системных проблем, связанных с не очень хорошо организованной функцией информационного обеспечения деятельность органов публичного управления, – предположила Ольга Рогачева.
Политолог, доктор политических наук Роман Савенков заявил, что запрос на большую вовлеченность граждан фиксируется только в городах. Там формируется прослойка людей, готовых читать административный регламент и вовлекаться в опросы. Но, несмотря на их уровень информированности, который выше, чем в сельской местности, уровень доверия к процедуре снижается из-за вовлечения администрации в процесс подсчета. По его мнению, нужно повышать не только число участников процесса, но и уровень доверия к мероприятию. Именно тогда уровень позитивных оценок к власти будет расти с той же прогрессией, что и «появление детских площадок».
Директор издания «Время Воронежа» Александр Баймурзаев отметил один эпизод из политической жизни города, в которой ранее жители принимали непосредственное участие, однако потом этого права они лишились.
– На территории города Воронежа можно привести в пример различные кейсы, например, по попытке возврата прямых выборов мэра. Инициативная группа подает заявление на проведение конференции граждан, но юристы правового управления городской Думы выявляют граждан, которые имеют родственников в органах муниципальной власти в этом кругу, и они отзывают подписи за создание инициативной группы. В ход идут иные граждане, которыми руководит бывший депутат областной Думы. Им дают зеленый свет. Спустя некоторое время инициативная группа заявила о том, что она не нашла поддержку граждан. Люди посчитали, что это не актуальный вопрос, – добавил Александр Баймурзаев.
Автор: Иван Борцов
Комментарии