Уходящий год с политической точки зрения завершился бурными событиями. Между тем, не только отставка губернатора, на наш взгляд, требует отдельного осмысления. Интернет-газета «Время Воронежа» решила сделать это вместе с экспертом – кандидатом политических наук, доцентом кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета Романом Савенковым.
– На ваш взгляд, как следует толковать решения, связанные с фигурами губернатора и мэра?
– Переход Алексея Гордеева на должность полномочного представителя президента в ЦФО не должен поколебать политическую стабильность региона. По крайней мере, в ближайшие три месяца. Назначение исполняющим обязанности главы области Александра Гусева – это попытка не менять «коней на переправе», не нагнетать внутриэлитную конфронтацию в период избирательной кампании по выборам президента. Отставка губернатора лишь формально «подвешивает» правительство Воронежской области до момента формирования нового правительства вновь избранным губернатором. Воронежская областная дума должна назначить дату губернаторских выборов. А депутаты Воронежской городской думы получают возможность протестировать свои новые полномочия по избранию главы городской администрации до проведения городской конференции по этому вопросу в июне 2018 года.
– Если говорить о 2017 годе в целом, то каким он был в Воронежской области на взгляд политолога? Какие события вы считаете ключевыми и почему?
– Год прошел спокойнее, чем многие ожидали. Макроэкономические показатели региона чуть лучше общероссийских. Значительно облегчает положение региональных бюджетов решение Владимира Путина о реструктуризации долгов субъектов Федерации, предложенное Алексеем Гордеевым на заседании Госсовета в сентябре. Воронеж стал центром притяжения не только культурных событий, но и привлекал зарубежные делегации с конкретными инвестиционными предложениями.
Не политическим, но важным считаю усиливающуюся поддержку общественного сектора. Региональные власти увеличили объем грантов для органов территориального общественного самоуправления до 60 млн рублей Проекты воронежских НКО получили федеральное финансирование на 44 млн рублей. С 2018 года в регионе начинается реализация проектов по развитию инициативного бюджетирования. Проект предполагает создание системы, позволяющей населению самостоятельно определять статьи расходования средств муниципального бюджета. Такая практика создает взаимную привычку к конструктивному диалогу между активными гражданами и властью.
Региональные власти продемонстрировали спокойное и конструктивное отношение к протестным действиям граждан, где бы они не проходили: в областном центре или маленьком поселке Бутурлиновского района. Очередные и досрочные выборы в муниципалитетах прошли свободно, на конкурентной основе – это признали участники и наблюдатели.
– Единственным центром власти в области давно является Алексей Гордеев. В уходящем году, по-вашему, ему удалось укрепить эту свою репутацию? Или все-таки часть политической и номенклатурной элиты стала, что называется, посматривать на сторону – в ожидании смены руководителя?
– Воронежские СМИ не раз «провожали» губернатора из Воронежской области. Отчасти – это проекции скрытых желаний некоторых местных политических кланов. Кланы сохраняют свои интересы и влияние, но не решались на открытый конфликт с губернатором, позиции которого на федеральной политической сцене были сильными. Об этом косвенно свидетельствует высокая оценка его работы президентом Путиным, высказанная в Воронеже в октябре этого года. Конечно, кадровые перемещения в условиях начавшейся избирательной кампании выглядят нелогичными. С другой стороны, фаворит предстоящих выборов давно известен, сюрпризов никто не ожидает.
– Отмена прямых выборов воронежского мэра как-то отразилась на работоспособности городской администрации? И на качестве решений городской думы, которая вдруг стала главным носителем власти в городе?
– Депутаты городской думы получили свои мандаты по итогам выборов, в которых приняла участие всего лишь четверть избирателей Воронежа. Муниципальный уровень власти традиционно был «неинтересен» обывателю: когда голосовали в 2015 году, никто не подозревал, что депутаты приобретут такое существенное полномочие как избрание главы администрации. В муниципальных районах процедура непрямых выборов главы администрации снижает излишнее напряжение на сельских территориях. Но в областном центре проживают значительное число социально-демографических, профессиональных, этнических и субкультурных групп, интересы которых должен согласовывать всенародно избранный глава. Более 800 тыс. зарегистрированных избирателей Воронежа делают мэра фигурой политической, который не сможет понять и защитить интересы большинства горожан, если не пройдет процедуру всеобщих выборов.
Авторитет гордумы в глазах обывателей будет снижаться, так как активные общественные деятели города регулярно демонстрируют «глухоту» депутатов: итоги общественных слушаний в декабре прошлого года, инициатива о проведении конференции по вопросу о прямых выборах не были услышаны и поддержаны народными избранниками. Сопротивление общественников вызвало декабрьское утверждение гордумой окончательного решения о прокладке дороги через Нагорную дубраву. Одновременно депутаты согласовали проведение городской конференции по вопросу порядка выборов мэра на удобное для себя 17 июня 2018 года – видимо, это должно успокоить активных горожан. В целом, возможности для диалога муниципальной власти и горожан сохраняются.
– В обозреваемый период в регионе заметно активизировались силовые структуры – в первую очередь, УФСБ. Архитектурное дело, зачистка муниципалитетов, продолжающиеся скандалы в юридическом секторе. Что из этого следует? Стали ли силовики играть определяющую роль в региональной политике? Или эти акции продиктованы тем, чтобы показать населению перед президентскими выборами, что государство борется с коррупцией – в отличие от Алексея Навального и его последователей?
– Действительно, тесное взаимодействие УФСБ и правительства региона уже не скрыть и началось оно до активизации Навального. Ведь ещё в начале 2016 года главы администраций Поворинского района, города Борисоглебска ушли в отставку после встречи с губернатором и возбуждением в отношении них уголовных дел. За полгода до этих событий заместителем руководителя управления региональной политики был назначен бывший сотрудник ФСБ Роман Паневин. До января 2016 г. такую же должность в правительстве занимал Денис Корбкин, тоже выходец из региональной структуры госбезопасности. Силовики обладают эффективными средствами воздействия на коррупционеров, в отличие от общественников.
Алексей Навальный, как и любой политик, стремится к привлечению внимания к своей фигуре, к конвертированию своего имиджа в голоса избирателей. Его общественная антикоррупционная деятельность ограничена информированием граждан. Веские улики или доказательства, ставшие достоянием общественности, могут стать основанием для начала расследования. Я не помню, чтобы у нас уголовные дела в отношении чиновников открывались по инициативе граждан. Самое известное «расследование» Фонда борьбы с коррупцией так и не получило никаких юридических последствий.
– Федеральные политологи прогнозируют рост протестных акций в 2018 году. В Воронежской области есть предпосылки к такому развитию событий? Из-за чего вообще воронежцы в массовом порядке могут выйти на площади и на улицы?
– В 2017 году жители нашей области протестовали по разным поводам: в Гвазде и Семилуках людей вывели на улицы экологические угрозы, в Терновке – отсутствие конструктивного диалога районной администрации с местными предпринимателями, в Воронеже сложилось ядро сторонников Алексея Навального. Но все участники этих протестов представляют разные социальные группы, выступают по непересекающимся вопросам, без шансов на совместное действие. В масштабах области и города протест в 300-600 человек привлекает внимание, но не «пугает» власть. Потенциальный протест защитников Нагорной дубравы тоже не обещает стать массовым, так как не создает личных проблем конкретному горожанину, не несет видимых угроз его здоровью.
Действительно, социологи фиксируют рост социального недовольства, вызванного ухудшением материального положения граждан. Однако граждане не воспринимают сегодняшние проблемы как кризисные, требующие их активного протестного действия. Сохраняется достаточный уровень доверия к федеральным и региональным властям, которые распределяют средства резервного фонда на популярные социальные инициативы. Недовольство станет протестным действием только при одновременном действии нескольких факторов. Во-первых, должна быть общая проблема для большинства жителей, затрагивающая их личные интересы. Во-вторых, необходим общий для всех объект критики – персона, вызывающая всеобщее раздражение. В-третьих, должен появиться авторитетный лидер протестующих. В-четвертых, власти своими ошибочными действиями должны спровоцировать граждан на протестную активность. Ну и в-пятых, массовые протесты часто провоцировались внутриэлитными конфликтами, становились инструментом в руках конкурирующих политических групп.
Большинство микропротестов в регионе объектом своей критики выбирают местную власть, подчеркивая аполитичность своих требований и демонстрируя лояльность первым лицам государства и региона. Региональная власть пока действует «аккуратно», минимизируя риски и не вызывая общественного раздражения.
– Существует ли вообще хоть какая-то интрига, пища для размышлений в предстоящей кампании по выборам президента России?
– Перспективные политики – это люди, живущие будущим. Полагаю, что никто из имеющих шансы быть зарегистрированным кандидатом в президенты всерьез не рассчитывает победить действующего главу государства. Вся их сегодняшняя активность – это задел на следующие выборы депутатов Госдумы и президента. К размышлениям подталкивает будущее партийно-политической системы после выборов, состоится ли реформа системы федеративных отношений и что станет двигателем экономического развития страны.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии