Вертикаль долга: способен ли воронежский губернатор уподобиться Владимиру Путину

Вертикаль долга: способен ли воронежский губернатор уподобиться Владимиру Путину

На федеральном уровне заговорили о необходимости списания муниципальных долгов

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова предупредила российских сенаторов о пугающем росте долгов муниципалитетов, выступая в Совете Федерации 8 ноября. На 1 октября, муниципальный долг по всей стране составил 354 млрд рублей. Во втором полугодии его рост наблюдался в 41 субъекте Федерации. Долговые обязательства Воронежа к 1 ноября составляли 7,467 млрд рублей. С 1 января они уменьшились на 475 млн рублей, однако их размер все еще составляет почти половину доходов горбюджета на 2017 год – на грани предельно допустимой суммы задолженности.

Больше половины суммы задолженности Воронежа приходится на банковские кредиты – 4,45 млрд рублей. Сюда же можно приплюсовать муниципальные гарантии кредитования МКП «Воронежтеплосеть» - в сумме более 730 млн рублей. Долги Воронежа перед вышестоящими бюджетами распределились таким образом: 1,912 млрд – областной казне, 2,287 млрд – федеральному казначейству.

Простите им, как мы прощаем вам

Глава Счетной палаты обратила внимание аудиторов на то, что в структуре муниципального долга доля банковских кредитов составляет 57,2%, в то время как на уровне регионов этот показатель сократился до 24,5%.

- Поэтому сейчас бюджеты субъектов и органы власти субъектов должны предпринять аналогичные усилия по проведению таких же программ реструктуризации, как проводит Федерация, только уже по отношению к местным бюджетам, чтобы ситуация со сбалансированностью местных бюджетов не ухудшалась, поскольку она влияет на общую сбалансированность консолидированных бюджетов регионов, - обратилась Татьяна Голикова к сенаторам.

Обеспокоенность руководителя федеральной Счетной палаты общей сбалансированностью консолидированных бюджетов объяснима, но власти города Воронежа озабочены не столько сбалансированностью, сколько выживанием.

В 2016 году в распоряжении города оставалось всего 13% собранных на его территории налогов, в 2017 году – уже порядка 10%. На следующий год запланировано оставлять городу 12,4%, но не факт, что будет именно так: пока не принят областной бюджет, трудно что-то утверждать наверняка.

При этом над бюджетом города довлеет громадный долг, почти равный собственным доходам казны, которые на текущий год были запланированы в сумме 8,8 млрд рублей.

В этой связи пожелание Голиковой простить долги муниципалам по тому же принципу, по которому федеральный центр станет прощать долги регионам, кажется справедливым.

Кстати, на заседании президиума Госсовета 22 сентября в Ульяновске именно глава Воронежской области Алексей Гордеев «от лица всех губернаторов» просил президента Путина о реструктуризации региональных долгов. Глава государства оказался поразительно готов к разговору и тут же отдал распоряжения правительству, расписав по годам процедуру реструктуризации бюджетных долгов регионов.

Теперь, когда долговая нагрузка на субъекты Федерации ослабла, логично было бы ожидать, что процесс пойдет вниз,  и уже регионы станут «прощать» долги муниципалам, которые находятся в еще более бедственном положении (что видно из того же сообщения Голиковой).

Доходное место

1 ноября правительство Воронежской области выпустило постановление о списании задолженности муниципалитетов по бюджетным кредитам, погасить которые следует до конца текущего года. Общая сумма долга составляет 1,765 млрд рублей. Из них 835,853 млн рублей правительство простило.

При этом самым крупным должником перед региональной казной ожидаемо оказался город Воронеж – на его долю приходится 1,077 млрд рублей из общей суммы задолженности. Списанию же подлежат лишь 247,7 млн рублей, все остальное муниципалитет обязан будет вернуть до 1 декабря 2020 года. Причем 334,3 млн город должен отдать области до 25 декабря текущего года.

Ко всем остальным муниципалитетам областные власти подошли бережнее. Это можно понять: разница налогооблагаемой базы Воронежа и, к примеру, Таловского района очевидна. И все-таки, надолго ли хватит потенциала города, если его постоянно «доить», мало что предлагая взамен?

И самый главный вопрос: можно ли считать хоть сколько-нибудь развитой экономику, при которой  накапливание долгов с последующим их прощением становится нормой?

Где взять, чтобы дать?

По мнению депутата Воронежской городской думы, последовательного критика действующей бюджетной системы Константина Ашифина, ограниченные списания муниципальных долгов перед облбюджетом будут продолжаться. Однако регион вряд ли в состоянии найти необходимые местным властям средства в полном объеме.

- Надежда есть,списывать что-то будут. Но надо понимать природу экономических отношений. Федеральная власть позволила регионам произвести замену банковских кредитов бюджетными. А что делать муниципалитетам? Обращаться за деньгами к региональной власти. Но наш регион – дотационный, ему нужно чем-то закрывать бюджетный дефицит. За счет чего? Либо за счет кредитов, либо за счет федеральных вливаний: в итоге областная казна процентов на 35% формируется субвенциями из центра. Чтобы дать денег муниципалитету, их нужно где-то взять. Но где? Почти 80% расходов области – социальные статьи, их нужно финансировать в обязательном порядке. У области более 30 муниципалитетов, и все выстроились в очередь: дайте денег! Сложно представить, что регион в состоянии найти необходимые средства, - предположил Константин Ашифин.

То, что на проблему долгов муниципалитетов обратили внимание на уровне Счетной палаты и Совета Федерации, дает надежду на исправление ситуации хотя бы в отдаленной перспективе.

- Еще в так называемые «тучные» годы я, будучи депутатом областной думы, выступал категорически против такого подхода к формированию бюджетов, когда в распоряжении муниципалитетов остается минимум заработанных средств, а любую дыру в казне затыкают кредитами. Само собой, нынешние руководители не помнят, как оппозиция предупреждала их, что добром такой подход не кончится, что экономика не может строиться на постоянных заимствованиях, особенно если нет уверенности, что долг будет отдан полностью и вовремя.

Формирование бюджета, считает депутат, нужно начинать снизу, с муниципального уровня, тогда картина будет совершенно иная. Теперь, после замечания Голиковой, областная власть, вероятно, должна будет что-то придумывать, предлагать городу какие-то варианты реструктуризации долгов. Не сделать этого со стороны облправительства будет как-то даже неправильно, если вспомнить, что реструктуризацию региональных долгов федеральный центр начал после просьбы Алексея Гордеева.

Автор: Герман Полтаев

 

 
15:08 10.11.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Раздвоение сознания. Всё, что я тебе должен, прощаю. Сначала отнимем 90% дохода, а потом простим твой долг в размере 1 % твоего дохода.