Для многих воронежцев утро начинается не с кофе, а с поездки в маршрутке. Зимой такая поездка ощутимо ударит по кошельку. Цифры говорят сами за себя: за последние три года стоимость проезда в коммерческом транспорте города подскочила на 16 рублей.
Большой рост оказался одним из самых резких в стране, и Воронеж в печальном рейтинге уступил только Краснодару, где проезд уже перевалил за 50 рублей.
Конкретно с лета 2025 года одна поездка при оплате картой стоит 37 рублей, а наличными – все 40. Ещё весной цифры были другими: 31 и 33 рубля соответственно. Изначально мэрия обсуждала и более жёсткий сценарий: повышение до 43 рублей, но в итоге остановилась на компромиссном варианте. Тем не менее, даже такое увеличение жители почувствовали сразу, особенно те, кто пользуется транспортом ежедневно.
Почему так произошло? Аналитики указывают на парадоксальную причину. Долгое время Воронеж держал одни из самых низких тарифов в России среди городов-миллионников. С одной стороны, ситуация была выгодна пассажирам, с другой – создавала хроническое недофинансирование отрасли. Перевозчики годами работали в условиях, когда сдерживание цен не компенсировалось субсидиями в полном объёме, что привело к накоплению проблем: износ автопарка, низкие зарплаты водителей и, как следствие, их катастрофическая нехватка.
«Ситуацию можно сравнить с согнутой пружиной, которую долго сдерживали, а теперь она резко распрямилась, – объяснила изданию «Время Воронежа» финансовый эксперт и аналитик Людмила Филиппова. – Искусственное сдерживание тарифов без адекватной господдержки привело к тому, что транспортная система города «накопила» дефицит. Рост цен – вынужденная мера, чтобы система продолжала работать. Деньги нужны не только на топливо, но и чтобы платить водителям конкурентную зарплату, иначе за руль маршрутки просто некому будет садиться. Воронеж сейчас не столько дорожает, сколько болезненно догоняет рыночный уровень других крупных городов».
Любопытно сравнить ситуацию с соседями по Черноземью. В то время как в Воронеже тарифы заметно подскочили, в Курске в 2025 году они не менялись вообще. В Липецке и Тамбове повышения были, но более умеренными. А в Белгородской области, несмотря на все сложности последних лет, до сих пор действуют одни из самых низких регулируемых тарифов — 25 рублей по карте и 30 наличными. Такая разница в подходах и экономических возможностях регионов создаёт очень разную картину для жителей.
Для обычного пассажира, будь то студент или работник, эта разница в 6-7 рублей за поездку выливается в серьёзную сумму в конце месяца. Многие начинают пересчитывать бюджет, чаще использовать муниципальный транспорт, где тарифы остаются ниже, или вовсе пересаживаться на велосипеды и самокаты в тёплое время года.
В итоге, резкий скачок цен в Воронеже – симптом более глубоких процессов и результат балансирования между интересами жителей и затратами на содержание транспортной системы. Город, пытаясь наверстать упущенное, перекладывает часть возросших расходов на пассажиров. Остаётся открытым вопрос, приведёт ли это к реальному улучшению качества перевозок: появлению новых машин, точному соблюдению расписания и решению кадрового кризиса, или же станет очередной статьёй расходов для горожан в условиях общего роста стоимости жизни.