Российской Федерации дали несколько месяцев для того, чтобы ответить на вопрос: не нарушил ли в 2013 году Воронежский областной суд положение Конвенции по правам человека, гарантирующее право на справедливый суд? Об этом интернет-газете «Время Воронежа» сообщил адвокат Сергей Бородин, управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и партнеры».
Щекотливый вопрос о нашем изменчивом правосудии поставил перед Российским государством Европейский суд по правам человека, коммуницировавший жалобу воронежских адвокатов Сергея Бородина и Алексея Пауля. В 2008 году Бородин, Пауль и еще трое адвокатов конторы осуществляли юридическое сопровождение операции по возврату в муниципальную собственность активов МУП «Воронежгорэлектротранс». К этой деликатной деятельности их привлекла администрация города, которую только что в результате всенародных выборов возглавил Сергей Колиух.
Городское хозяйство ему досталось не в лучшем виде, и команда нового мэра активно принялась его восстанавливать. В том числе и с привлечение юристов высокой квалификации. Адвокатам удалось вернуть активы МУПа, главными из которых были земельные участки, в муниципальную собственность. Из отчета о работе, представленного администрации, становится понятен масштаб совершенного. Одних только судебных заседаний по этому вопросу было 120. Весной 2010 года юристы заключили договор с МКП «Воронежпассажиртранс» (правопреемник МУПа) о получении гонорара за такую работу – 40 млн рублей (примерно 4% от стоимости возвращенных городу активов).
По информации «Коммерсанта», размер гонорара был согласован, в том числе, с влиятельным чиновником облправительства Максимом Увайдовым, который в ту пору возглавлял департамент имущественных и земельных отношений.
Когда выяснилось, что МУП не может заплатить такую сумму, адвокаты пошли в суд. В июне 2010 года Советский райсуд Воронеж признал справедливость их требований, и через некоторое время городской бюджет рассчитался с юристами. Решение суда вступило в силу, и никто его не оспаривал. Вплоть до 2013 года, когда в городе изменилась политическая ситуация. Губернатор Алексей Гордеев отчего-то разочаровался в Сергее Колиухе, всячески намекал, что в мэрии имеет место коррупция, правоохранители стали исследовать деятельность администрации города, и в ноябре 2013 года Воронежский областной суд по жалобе прокурора области Николая Шишкина отменил вердикт, принятый три года назад, и постановил, что адвокаты должны вернуть казне все 40 млн рублей – по 8 млн каждый.
По нашей информации, решение облсуда выполнил только сам Бородин. Что вовсе не означает, что он с ним согласился. Поняв бесплодность любых усилий на родной территории, в 2014 году он и его коллега Алексей Пауль обратились в Европейский суд по правам человека. В жалобе говорится, что в результате действий прокурора и областного суда было нарушено их право на справедливый суд. Потому что облсуд по требованию руководителя надзорного ведомства, по сути, аннулировал давно вступившее в силу решение Советского райсуда.
Как сообщил нам Сергей Бородин, их жалоба в Страсбурге объединили с еще двумя аналогичными, когда прокуроры добивались отмены давно вступивших в силу вердиктов.
После чего ЕСПЧ коммуницировал эту жалобу, то есть направил ее Российскому государству для ознакомления и представления по ней письменных замечаний в Страсбург. И заодно поинтересовался мнением правительства РФ: как оно считает, не нарушила ли отмена окончательного, давно вступившего в силу судебного решения Конвенцию, в которой говорится о незыблемом праве каждого на справедливый суд?
Вопрос-то серьезный. Ни правительству РФ, ни тем более Европейскому суду нет никакого дела до взаимоотношений региональной и муниципальной воронежских властей. И вникать в тонкости местной политической возни никто из них не будет. Так что над формулировкой ответа придется потрудиться, чтобы объяснить европейцам, почему в российских регионах правосудие используется избирательно и в зависимости от политической ситуации.
Ответ на этот вопрос должен быть дан в течение трех-четырех месяцев.
Как выразился сам Бородин, Европейский суд, в сущности, приступил к сбору доказательств по этому делу. Он рассчитывает, что вердикт ЕСПЧ по воронежской жалобе огласят примерно через год. «И решение, принятое из политических соображений, - говорит Сергей Бородин, - надеюсь, будет признано незаконным и отменено».
Он добавил, что три других адвоката его конторы тоже обратились с жалобой в ЕСПЧ. Эта жалоба ждет своей очереди.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии