Воронежцы изжили в себе неприязнь к предпринимателям

Воронежцы изжили в себе неприязнь к предпринимателям

Социологи выявили коренной перелом в общественном сознании по отношению к коммерческому сословию


 

Воронеж, считавшийся в 1990-начале 2000-х годов, своего рода столицей «красного пояса», перестал быть таковым. Природная неприязнь постсоветского человека к бизнесу и бизнесменам, в общем, сошла на нет. Это революционный момент зафиксировал институт общественного мнения «Квалитас».

В конце июня социологи этого института провели опрос 601 жителя Воронежа по репрезентативной для нашего города выборке.

На вопрос «Как вы относитесь к предпринимателям?» подавляющее большинство – а именно 83,5% - ответили: «Положительно». Такого рейтинга нет ни у одной из партий, ни даже у губернатора.

Показательно, как менялось отношение воронежцев к коммерческому сословию.«Квалитас» замерял его регулярно, начиная с 2002 года.

Положительное отношение к предпринимателям оставалось на высоком уровне – в пределах 70% - но при этом довольно много было тех, кто к бизнесменам относился резко отрицательно: 19-22%.

В последнем опросе их оказалось всего 7,7%.

То есть можно с уверенностью говорить, что класс предпринимателей в глазах общества состоялся и заслужил авторитет.

Социологи из «Квалитаса» простой констатацией изменений не ограничились. Они задали вопрос, позволяющий судить об отношении к коммерсантам на более фундаментальном уровне:

- Вы хотели бы, чтобы ваши дети (внуки) занялись предпринимательством?

Только четверть респондентов (26,4%) ответили отрицательно. Положительный ответ дали 62,8% горожан.

И это тоже свидетельство роста уважения к коммерческому труду. В предыдущих опросах такого будущего своим детям и внукам желали 51-55% опрошенных, которым противостояли в иные годы до 37% воронежцев, мечтавшие о другой участи потомков.

И – для полноты картины – социологами был задан еще один важный вопрос:

- Как вы считаете, сегодня в России созданы благоприятные или неблагоприятные условия для предпринимательства?

С тем, что условия вполне подходящие, согласились меньше трети – 31,3 горожан. Неблагоприятными назвали российские условия для бизнеса целых 54,8%.

Простой подсчет показывает, что среди тех, кто хотел бы, чтобы их дети занялись бизнесом, достаточно людей, считающих условия для коммерции в стране неблагоприятными.

То есть эти трудности людей не пугают. Возможно, они понимают, что другого «социального лифта», кроме расчета на собственную смекалку и предприимчивость, в России больше не осталось.

Совсем недавно был период, когда подавляющее большинство россиян (в особенности – молодых россиян) считали самым лучшим занятием в стране государственную службу – в том или ином виде.

Теперь до многих, видимо, постепенно доходит, что все лакомые места в госслужбе отданы по наследству и по другим признакам, главный из которых, безусловно, лояльность.

А предпринимательство – это когда рассчитываешь только на себя. И перелом в общественном сознании, вероятно, свидетельствует о том, что становление среднего класса – самостоятельного и деятельного – не за горами.

Автор: Герман Полтаев

10:30 12.07.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.