Воронежцы изжили в себе неприязнь к предпринимателям

Воронежцы изжили в себе неприязнь к предпринимателям

Социологи выявили коренной перелом в общественном сознании по отношению к коммерческому сословию


 

Воронеж, считавшийся в 1990-начале 2000-х годов, своего рода столицей «красного пояса», перестал быть таковым. Природная неприязнь постсоветского человека к бизнесу и бизнесменам, в общем, сошла на нет. Это революционный момент зафиксировал институт общественного мнения «Квалитас».

В конце июня социологи этого института провели опрос 601 жителя Воронежа по репрезентативной для нашего города выборке.

На вопрос «Как вы относитесь к предпринимателям?» подавляющее большинство – а именно 83,5% - ответили: «Положительно». Такого рейтинга нет ни у одной из партий, ни даже у губернатора.

Показательно, как менялось отношение воронежцев к коммерческому сословию.«Квалитас» замерял его регулярно, начиная с 2002 года.

Положительное отношение к предпринимателям оставалось на высоком уровне – в пределах 70% - но при этом довольно много было тех, кто к бизнесменам относился резко отрицательно: 19-22%.

В последнем опросе их оказалось всего 7,7%.

То есть можно с уверенностью говорить, что класс предпринимателей в глазах общества состоялся и заслужил авторитет.

Социологи из «Квалитаса» простой констатацией изменений не ограничились. Они задали вопрос, позволяющий судить об отношении к коммерсантам на более фундаментальном уровне:

- Вы хотели бы, чтобы ваши дети (внуки) занялись предпринимательством?

Только четверть респондентов (26,4%) ответили отрицательно. Положительный ответ дали 62,8% горожан.

И это тоже свидетельство роста уважения к коммерческому труду. В предыдущих опросах такого будущего своим детям и внукам желали 51-55% опрошенных, которым противостояли в иные годы до 37% воронежцев, мечтавшие о другой участи потомков.

И – для полноты картины – социологами был задан еще один важный вопрос:

- Как вы считаете, сегодня в России созданы благоприятные или неблагоприятные условия для предпринимательства?

С тем, что условия вполне подходящие, согласились меньше трети – 31,3 горожан. Неблагоприятными назвали российские условия для бизнеса целых 54,8%.

Простой подсчет показывает, что среди тех, кто хотел бы, чтобы их дети занялись бизнесом, достаточно людей, считающих условия для коммерции в стране неблагоприятными.

То есть эти трудности людей не пугают. Возможно, они понимают, что другого «социального лифта», кроме расчета на собственную смекалку и предприимчивость, в России больше не осталось.

Совсем недавно был период, когда подавляющее большинство россиян (в особенности – молодых россиян) считали самым лучшим занятием в стране государственную службу – в том или ином виде.

Теперь до многих, видимо, постепенно доходит, что все лакомые места в госслужбе отданы по наследству и по другим признакам, главный из которых, безусловно, лояльность.

А предпринимательство – это когда рассчитываешь только на себя. И перелом в общественном сознании, вероятно, свидетельствует о том, что становление среднего класса – самостоятельного и деятельного – не за горами.

Автор: Герман Полтаев

10:30 12.07.2016