Одна из политических партий в преддверии выборов предложила мэрии использовать второй ярус Северного моста для проезда маршруток. Сказать хорошо, но реально ли это? И есть ли в этом практический смысл? Давайте рассмотрим различные варианты использования верхнего яруса.
Начнем с того, что мостов на самом деле там целых три. Два автомобильных и один трамвайный, конструкции друг от друга не зависят. Строить их начали еще в 1977 году, а открыли в конце 1985, к 400-летнему юбилею Воронежа.
Вариант первый: Северный мост ‒ это задел под будущее метро.
Несколько лет назад один жулик, имеющий при этом ученую степень профессора, пытался получить бюджетные деньги на проектирование линии метро по верхнему ярусу Северного моста. Но беда в том, что строился верхний ярус изначально для трамвая. Метропоезд здесь не пройдет, и не только из-за нагрузки. Невооруженным глазом на мосту виден приличных размеров горб. И если для легкорельсового транспорта такие профили не помеха, то для тяжелого рельса они критичны. Чисто технологически предельно возможный уклон здесь намного выше. И это не говоря о том, что конструкция моста вряд ли выдержит поезд.
Вариант второй: вернуть трамвай.
Это было бы конечно идеально. Есть несколько больших НО. Возвращения трамвая в Воронеж пока не предвидится, да и когда будут возвращать?! Нитка Остужева-Динамо не самая первоочередная. В любом случае, если трамвай сюда и вернется, то надо думать, что делать с мостом до этого времени.
Вариант третий: оставить все как есть.
Не трогать, законсервировать, оставить потомкам до лучших времен. Но есть несколько НО. Если консервация Петровского острова и отказ от любых проектов там ничем объекту не грозит, то Северный мост - сложный технологический объект. Для того, чтобы он не разрушался, здесь все равно требуются бюджеты на его обслуживание. Водоотливные лотки и трубы со временем забились, их никто не чистит. Из-за того, что на мосту не обеспечен водоотвод, разрушается верхний бетонный слой, в результате чего оголяется арматура и конструкция ржавеет. Насколько состояние критично на сегодняшний день ‒ вопрос к экспертам.
Вариант четвертый: демонтаж верхнего яруса.
Если ничего не делать совсем, то рано или поздно мы придем к этому варианту. Он плох с разных точек зрения. Все-таки двухэтажный мост ‒ это один из символов города, да и сам демонтаж стоит больших денег. Очень бы не хотелось такого пути, но, к сожалению, он вполне возможен.
Вариант пятый: пустить по второму ярусу автобусы.
Вряд ли это возможно, но допустим. Состояние моста ‒ вопрос дискуссионный, и в случае с колесным транспортом главный вопрос, что будет, если демонтировать рельсы. Когда убивали воронежский трамвай, демонтаж рельс негативно сказался на Вогрэсовском мосту, пришлось даже забивать специальные скобы. После этого на мостах рельсы не убирали. И на Ленина и на 9 Января они пролежали вплоть до демонтажа виадуков. Выдержит ли демонтаж рельс Северный мост? К тому же это не имеет практического смысла. Если кому-то не нравится, что одну полосу из трех отдали автобусам, то это вполне можно откатить назад. В 2019 году при ремонте швов три широкие полосы превратились в четыре более узкие. И ничего. Несколько месяцев ездили, роста аварийности не возникло. Широкая полоса провоцирует водителя на превышение скорости, а на узкой, он едет намного внимательнее. Ширина автомобильной части вполне способна переварить поток автотранспорта, пробки возникают из-за узких мест за его пределами.
Вариант шестой: детская железная дорога.
Звучит немного экзотически, но почему бы и нет. Детская железная дорога, это не аттракцион, это предприятие, на котором юношей и девушек обучают железнодорожным профессиям. Самый близкий нам пример ‒ детская ЖД в Лисках. Дорога связала бы два парка ‒ Центральный и Дельфин, и стала бы знаковым для Воронежа местом. Тут главный вопрос к РЖД, насколько это интересно им.
Вариант седьмой: создание велопешеходной зоны.
Мне кажется, что это самая реальная из всех перспектив этого объекта. По факту, пешеходной зоной мост является уже сейчас. Но в идеале здесь надо сделать нормальный тротуар, велодорожку, ограждение, освещение и водоотведение. По велодорожке можно пустить электротакси ‒ открытые электромобили, как в Олимпийском парке Сочи или в Царицыно в Москве. Погуляв в одном парке, можно будет быстро и живописно оказаться в другом. Главный минус ‒ цена проекта может составить несколько сотен миллионов, а может и миллиард рублей.
В любом случае, какой бы путь не выбрала мэрия, с верхним ярусом Северного моста надо что-то делать. Просто игнорировать, как минимум небезопасно.
Следите за новостями в телеграм-канале «Время Воронежа»
Комментарии