Никиту Струве похоронили рядом с
иконописцем из Воронежа

Никиту Струве похоронили рядом с иконописцем из Воронежа

Автор нашей газеты принял участие в церемонии прощания в Париже с великим проповедником русской культуры 


 

13 мая в Париже,  в кафедральном соборе Св. Александра Невского прошло отпевание  Никиты Струве – издателя, переводчика,  профессора-слависта, историка православия  и  неутомимого проповедника русской культуры на Западе.

Никита  Алексеевич скончался   7 мая в госпитале им. Жака Картье  в парижском  пригороде Масси в возрасте 85 лет.

В последний путь   его провожала семья -  супруга  Мария Александровна Струве, урожденная Ельчанинова, сын Даниил, дочери Бландина и Меланья. Пришли и «русские парижане», и гости из России – в том числе наследники  известных  «эмигранстких» фамилий. Много представителей духовенства. Службу вел настоятель Александро-Невского собора священник Анатолий Ракович.

Никита Алексеевич был человеком, который входил в близкое окружение великого воронежского уроженца Ивана Бунина – познакомился с ним  подростком, а в  возрасте 22 лет  проводил писателя в последний путь.

Лишь спустя 63 года  время «последнего пути» пришло и для него самого  – и это были удивительно насыщенные, плодотворные, яркие годы.

Струве нередко говорил, что «старая русская эмиграции кончилась». Но пока он был жив, с этим суждением  можно было спорить.



После  церемонии отпевания  свое слово о  Никите Алексеевиче сказали его друзья - Наталья Димитриевна Солженицына, ректор Свято-Филаретовского института в Москве Георгий  Кочетков, профессор-славист Жорж Нива.

Отец Георгий Кочетков сказал очень важные слова о том, что Никита Алексеевич очень высоко ставил  нормы церковной жизни, но он хорошо понимал, что кроме этих норм, действующих веками, существует еще некий закон христианской жизни: закон правды и совести. Культура, которой он беззаветно служил, была для него свидетельством правды и совести. 



Погребение состоялось на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа рядом с могилой его знаменитого  деда  Петра Бернгардовича Струве. 

Литию служил племянник о. Алексей Струве.


Так получилось, что  последним  его интервью стала беседа с журналистом  интернет-газеты «Время Воронежа», а  его последним даром –  книги и автографы  Ивана Бунина для будущего музея писателя в Воронеже.

И – удивительное продолжение цепи совпадений:  могила Никиты Струве оказалась  рядом с захоронением нашего выдающегося земляка, уроженца нынешнего Семилукского района, иконописца и богослова Леонида Успенского.



Нам еще предстоит осмыслить масштаб личности человека, который ушел от нас, его вклад в русскую, французскую, мировую культуру.

Да и в культуру нашего края - тоже.

Автор: Владимир Бойков

Фото автора

 

 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.