Юрий Курносов:
«Русская аналитическая школа» спрогнозирует развитие Воронежа на 30 лет вперед»

Юрий Курносов:  «Русская аналитическая школа» спрогнозирует развитие Воронежа на 30 лет вперед»

Руководитель проекта «РАШ» пояснил, прочему  иногда школа появляется раньше, чем сама наука 


 

В конце прошлой недели в Воронеже побывал  доктор философских наук, полковник запаса ФСБ России, руководитель проекта «Русская аналитическая школа» Юрий Курносов. Ученый приехал в столицу Черноземья по приглашению Аналитического центра при правительстве Воронежской области и  провел у  нас  два  насыщенных дня,  наполненных лекциями,  встречами, презентациями. Презентовал Юрий Курносов, в частности,  свой проект  «Русская аналитическая школа» и  книгу «Философия аналитики».

Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» встретился с Юрием Курносовым после лекции на тему «Аналитика как интеллектуальное оружие выпускника вуза». Лекция была прочитана для студентов ВГУ,  но в зале были замечены также известные воронежские общественники.

- Юрий Васильевич, в лекции у вас пару раз  прозвучал термин «принцип вертолета». Что он означает?

- Это мой личный термин -  ассоциация с первыми  годами моей службы. После окончания пограничного   военно- политического училища я служил в погранвойсках,  сменил 17  мест дислокации, в том числе таких, где главным  средством передвижения был вертолет.

И порой  малопонятная на земле ситуация при  подъеме в воздух складывалась во внятную общую картину. Этот принцип  аналитики  используют в каждодневной  работе. При выполнении любой задачи   всегда полезно составить  схему, которую можно охватить одним взглядом. На лекции я, например, демонстрировал  схему обеспечения безопасности  на Олимпийских играх в Сочи.

Легко в виде такой схемы представить, к примеру,  и проблему пробок в Воронеже. Это, в простейшем случае,  дерево, у которого есть "крона"- факторы вроде «плохая работа светофоров», «плохая работа ГИБДД», «плохие дороги», «низкая культура водителей» и т.п. А корни – базовые фактор. Например,  «недостаточное финансирование» или «неправильная  концепция развития».

- Ну и о чем говорят  такие графические построения? Можно решить  проблему воронежских пробок?

- Можно. Надо расселить город. Когда города растут в геометрической прогресии, а дороги – в арифметической, - другого выхода нет.

- Почему  «русская», а не, скажем, «российская» школа?

-«Русская» -   дань давней традиции: русская театральная школа,  русская балетная школа и т.п. 

- Аналитика тоже существует давно – как методология  информационной работы, как  специальность, а «Русская аналитическая школа» зарегистрирована чуть больше года назад.

- Именно к сегодняшнему моменту актуальность темы стала безоговорочно ясной. Мировая цивилизация в последнее столетие шла путем интеллектуализации общества. Наша страна с 20-х годов ХХ века  выпала из этого процесса, став на путь пролетаризации общества, а все увеличивающийся интеллектуальный разрыв стремилась компенсировать за счет расширенного воспроизводства исполнителей. Производственный принцип стал преобладающим не только в сфере материального производства, но и для государственных структур, и для системы образования. В результате страна оказалась вынужденной копировать технические и социокультурные образцы Запада. Это  обрекло нас  на глобальное отставание.Россия занимает позиции пассивного объекта приложения интересов более активных субъектов мирового процесса  - США, Евросоюза, Китая. Это стало возможным в том числе из-за возрастающего ухудшения качества аналитической составляющей в процессе управления государством.

- А в Америке или Китае что – качество аналитики улучшается?

- В США, к примеру, имеется мощная система из сотен аналитических центров, их еще называют мозговыми трестами – таких, как корпорация РЕНД, ДАРПА, Фонд Карнеги, Фонд «Наследие», Брукингский институт и другие с годовыми бюджетами в  сотни миллионов долларов. Их особенностью является прямая связь и обмен кадрами с Конгрессом, Госдепом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. В Америке именно они являются  идеологическими и интеллектуальными «скрепами» американского истэблишмента. Именно они организуют связь между элитами. Созданная в США система экспертно-аналитического сопровождения на всех уровнях управленческой иерархии занимается не только констатацией реального положения дел в различных сферах жизни общества, но и решением возникающих проблем и прогнозированием.

- Но в России  тоже есть свои «мозговые тресты»  каждое уважающее себя ведомство заводит аналитический центр.

-«Первые ласточки», действующие в этом направлении, есть, но по сравнению с западными «фабриками мысли» мы явно проигрываем. В настоящее время одним из крупных по силе влияния на реальные политические и экономические процессы является Институт современного развития (ИНСОР). В мае 2011 года для реализации крупных бизнес-проектов создано Агентство стратегических инициатив. Но до сих пор не сформулированы единые подходы к методологии синтеза и анализа социально-экономических и политических идей, реализуемых в основных сферах жизнедеятельности общества, не удается организовать крупные и эффективно работающие аналитические центры. Многие достигнутые научно-исследовательские результаты не востребованы, их важность не очевидна никому,  кроме очень небольшого количества узких специалистов.

Для противодействия этим негативным тенденциям и усиления интеллектуально-аналитического потенциала России создается Аналитический центр перспективных инновационных проектов под общим названием «Русская аналитическая школа».

Концептуальный замысел РАШ состоит в создании единой инфраструктуры экспертно-аналитической деятельности большого числа лиц и организаций, обладающих аналитическим потенциалом. Привлекаемые аналитические структуры способны активно использовать новые технологии аналитической работы, освоение которых многократно увеличит «разрешающую» способность организационно-управленческого мышления. Это особенно важно для структур государственного и муниципального управления, сформированных в результате проводимой административной реформы.

Сейчас осуществляется переход к практической реализации его  концепции.  География текущего присутствия РАШ -17 регионов страны, в которых созданы  местные отделения школы.Всего же  в разных регионах предполагается сформировать коллектив  аналитиков в составе порядка 500 человек, готовых выполнить любое задание  государственных или коммерческих структур, а также организовать негосударственное  образовательное  учреждение  с ежегодным выпуском  300 человек.  Ведь до сих пор  аналитике как профессии у нас не учат!

- Каков  масштаб  присутствия РАШ в Воронеже?

Воронеж – один из самых перспективных центров  формирующейся структуры. С Воронежем  работаем два года,  а год назад здесь было зарегистрировано регионально отделение  организации. В нем полтора десятка студентов ведущих вузов  - ВГУ и ВГТУ – талантливых, ищущих ребят. В Воронеже  было  проще было начинать потому, что  здесь хорошая партнерская организация  - Лаборатория игровых технологий.  Сегодня  в городе,  в частности, организуют совместные «мозговые штурмы»  и в рамках инновационного проектирования создают сценарии развития Воронежа  на 20-30 лет вперед. 

- А  есть ли вообще наука такая – аналитика?

- Как науки аналитики, считаю, нет.   Более того, в ходе опроса действующих сотрудников различных аналитических подразделений нам довелось столкнуться с большим разбросом мнений о том, что же есть аналитика, какова ее сущность. Десятки мнений - от «процесса выявления причинно-следственных зависимостей и пространственно-временных связей в каких-либо объектах»  до «процесса обнаружения противоречий в объекте познания, сведение сложного к простому». Я  использую объединяющую формулу: «Аналитика - дисциплина, объединяющая три важнейших компонента: методологию информационно-аналитической работы, организационное обеспечение этого процесса и технолого-методологическое обеспечение разработки и создания инструментальных средств для ее ведения".

Вот от этого и отталкиваемся.

Беседовал: Александр Саубанов

17:21 20.02.2017