Юрий Курносов:
«Русская аналитическая школа» спрогнозирует развитие Воронежа на 30 лет вперед»

Юрий Курносов:  «Русская аналитическая школа» спрогнозирует развитие Воронежа на 30 лет вперед»

Руководитель проекта «РАШ» пояснил, прочему  иногда школа появляется раньше, чем сама наука 


 

В конце прошлой недели в Воронеже побывал  доктор философских наук, полковник запаса ФСБ России, руководитель проекта «Русская аналитическая школа» Юрий Курносов. Ученый приехал в столицу Черноземья по приглашению Аналитического центра при правительстве Воронежской области и  провел у  нас  два  насыщенных дня,  наполненных лекциями,  встречами, презентациями. Презентовал Юрий Курносов, в частности,  свой проект  «Русская аналитическая школа» и  книгу «Философия аналитики».

Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» встретился с Юрием Курносовым после лекции на тему «Аналитика как интеллектуальное оружие выпускника вуза». Лекция была прочитана для студентов ВГУ,  но в зале были замечены также известные воронежские общественники.

- Юрий Васильевич, в лекции у вас пару раз  прозвучал термин «принцип вертолета». Что он означает?

- Это мой личный термин -  ассоциация с первыми  годами моей службы. После окончания пограничного   военно- политического училища я служил в погранвойсках,  сменил 17  мест дислокации, в том числе таких, где главным  средством передвижения был вертолет.

И порой  малопонятная на земле ситуация при  подъеме в воздух складывалась во внятную общую картину. Этот принцип  аналитики  используют в каждодневной  работе. При выполнении любой задачи   всегда полезно составить  схему, которую можно охватить одним взглядом. На лекции я, например, демонстрировал  схему обеспечения безопасности  на Олимпийских играх в Сочи.

Легко в виде такой схемы представить, к примеру,  и проблему пробок в Воронеже. Это, в простейшем случае,  дерево, у которого есть "крона"- факторы вроде «плохая работа светофоров», «плохая работа ГИБДД», «плохие дороги», «низкая культура водителей» и т.п. А корни – базовые фактор. Например,  «недостаточное финансирование» или «неправильная  концепция развития».

- Ну и о чем говорят  такие графические построения? Можно решить  проблему воронежских пробок?

- Можно. Надо расселить город. Когда города растут в геометрической прогресии, а дороги – в арифметической, - другого выхода нет.

- Почему  «русская», а не, скажем, «российская» школа?

-«Русская» -   дань давней традиции: русская театральная школа,  русская балетная школа и т.п. 

- Аналитика тоже существует давно – как методология  информационной работы, как  специальность, а «Русская аналитическая школа» зарегистрирована чуть больше года назад.

- Именно к сегодняшнему моменту актуальность темы стала безоговорочно ясной. Мировая цивилизация в последнее столетие шла путем интеллектуализации общества. Наша страна с 20-х годов ХХ века  выпала из этого процесса, став на путь пролетаризации общества, а все увеличивающийся интеллектуальный разрыв стремилась компенсировать за счет расширенного воспроизводства исполнителей. Производственный принцип стал преобладающим не только в сфере материального производства, но и для государственных структур, и для системы образования. В результате страна оказалась вынужденной копировать технические и социокультурные образцы Запада. Это  обрекло нас  на глобальное отставание.Россия занимает позиции пассивного объекта приложения интересов более активных субъектов мирового процесса  - США, Евросоюза, Китая. Это стало возможным в том числе из-за возрастающего ухудшения качества аналитической составляющей в процессе управления государством.

- А в Америке или Китае что – качество аналитики улучшается?

- В США, к примеру, имеется мощная система из сотен аналитических центров, их еще называют мозговыми трестами – таких, как корпорация РЕНД, ДАРПА, Фонд Карнеги, Фонд «Наследие», Брукингский институт и другие с годовыми бюджетами в  сотни миллионов долларов. Их особенностью является прямая связь и обмен кадрами с Конгрессом, Госдепом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. В Америке именно они являются  идеологическими и интеллектуальными «скрепами» американского истэблишмента. Именно они организуют связь между элитами. Созданная в США система экспертно-аналитического сопровождения на всех уровнях управленческой иерархии занимается не только констатацией реального положения дел в различных сферах жизни общества, но и решением возникающих проблем и прогнозированием.

- Но в России  тоже есть свои «мозговые тресты»  каждое уважающее себя ведомство заводит аналитический центр.

-«Первые ласточки», действующие в этом направлении, есть, но по сравнению с западными «фабриками мысли» мы явно проигрываем. В настоящее время одним из крупных по силе влияния на реальные политические и экономические процессы является Институт современного развития (ИНСОР). В мае 2011 года для реализации крупных бизнес-проектов создано Агентство стратегических инициатив. Но до сих пор не сформулированы единые подходы к методологии синтеза и анализа социально-экономических и политических идей, реализуемых в основных сферах жизнедеятельности общества, не удается организовать крупные и эффективно работающие аналитические центры. Многие достигнутые научно-исследовательские результаты не востребованы, их важность не очевидна никому,  кроме очень небольшого количества узких специалистов.

Для противодействия этим негативным тенденциям и усиления интеллектуально-аналитического потенциала России создается Аналитический центр перспективных инновационных проектов под общим названием «Русская аналитическая школа».

Концептуальный замысел РАШ состоит в создании единой инфраструктуры экспертно-аналитической деятельности большого числа лиц и организаций, обладающих аналитическим потенциалом. Привлекаемые аналитические структуры способны активно использовать новые технологии аналитической работы, освоение которых многократно увеличит «разрешающую» способность организационно-управленческого мышления. Это особенно важно для структур государственного и муниципального управления, сформированных в результате проводимой административной реформы.

Сейчас осуществляется переход к практической реализации его  концепции.  География текущего присутствия РАШ -17 регионов страны, в которых созданы  местные отделения школы.Всего же  в разных регионах предполагается сформировать коллектив  аналитиков в составе порядка 500 человек, готовых выполнить любое задание  государственных или коммерческих структур, а также организовать негосударственное  образовательное  учреждение  с ежегодным выпуском  300 человек.  Ведь до сих пор  аналитике как профессии у нас не учат!

- Каков  масштаб  присутствия РАШ в Воронеже?

Воронеж – один из самых перспективных центров  формирующейся структуры. С Воронежем  работаем два года,  а год назад здесь было зарегистрировано регионально отделение  организации. В нем полтора десятка студентов ведущих вузов  - ВГУ и ВГТУ – талантливых, ищущих ребят. В Воронеже  было  проще было начинать потому, что  здесь хорошая партнерская организация  - Лаборатория игровых технологий.  Сегодня  в городе,  в частности, организуют совместные «мозговые штурмы»  и в рамках инновационного проектирования создают сценарии развития Воронежа  на 20-30 лет вперед. 

- А  есть ли вообще наука такая – аналитика?

- Как науки аналитики, считаю, нет.   Более того, в ходе опроса действующих сотрудников различных аналитических подразделений нам довелось столкнуться с большим разбросом мнений о том, что же есть аналитика, какова ее сущность. Десятки мнений - от «процесса выявления причинно-следственных зависимостей и пространственно-временных связей в каких-либо объектах»  до «процесса обнаружения противоречий в объекте познания, сведение сложного к простому». Я  использую объединяющую формулу: «Аналитика - дисциплина, объединяющая три важнейших компонента: методологию информационно-аналитической работы, организационное обеспечение этого процесса и технолого-методологическое обеспечение разработки и создания инструментальных средств для ее ведения".

Вот от этого и отталкиваемся.

Беседовал: Александр Саубанов

17:21 20.02.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.

Читайте также