Нишон Гулмирзоев: «С воронежского мигранта
взять почти нечего, но коррупции вокруг него больше, чем вокруг олигарха»

Нишон Гулмирзоев: «С воронежского мигранта взять почти нечего, но коррупции вокруг него больше, чем вокруг олигарха»

Лидер узбекской диаспоры рассказал о причинах кризиса в  национальных общественных организациях


 

Нишон Гулмирзоев – лидер одной из самых многочисленных и старейших  из национальных общин  на территории Воронежской области, член национальной палаты при губернаторе Воронежской области. Еще в 1987 году  Нишон выступил инициатором создания некоего культурного центра, который  бы не давал молодым  выходцам из Узбекистана  отрываться от национальных корней. Тогда  в воронежских вузах обучались 90 представителей  республики, а сам Гулмирзоев работал освобожденным секретарём комсомола завода полупроводниковых приборов.
В те годы самостийные инициативы, рожденные на посиделках в кафе,  не приветствовались товарищами из серых зданий. Но  понятие дружбы народов было настолько идеологически выверенным, что никто не препятствовал реализации инициативы: национальный культурный центр «Ватан» («Родина») был признан на официальном уровне  и до сих пор  является  ключевой организационной структурой диаспоры.

Но, по убеждению Нишона Гулмирзоева, по сравнению с прежним масштабом деятельности, сегодняшнее состояние «Ватана» и  его  актива  можно считать разгромом. Организация  не выдержала  натиска  новых псевдо-НКО и  тотальной коррупции в сфере обслуживания миграционных потоков.

- «Ватану»  почти 40 лет. Что изменилось  в его деятельности?

- Первыми мероприятиями «Ватана» была организация национальных праздников,  поддержание традиций национальной кухни, участие в  многонациональных мероприятиях. Это то, что осталось неизменным. В обязательном порядке мы организовывали ежегодные региональные и общероссийские соревнования по национальной борьбе «Кураш», приуроченные к празднованию Дня Победы.  Их поддерживает администрация Воронежской области.  Участвуем в большинстве субботников,  фестивалей, круглых столов,  дискуссий по темам толернатности, антитеррора и т.п.  Десятки, если не сотни  грамот от  областной и местной власти накопились  по итогам этих мероприятий..

1 сентября  отмечается День независимости Узбекистана - хоть  для многих земляков и непонятно, от кого и от чего наступила независимость.

Я принимал участие в  выборах в Госдуму 2003 года от партии «Истинные патриоты России»  -   и с неплохим результатом: не хватило считанных процентов до победы.

- Не без вашего участия  год назад  появился авиарейс «Воронеж – Ташкент». Насколько он сегодня востребован?

-  Авиарейс  выполняется раз в неделю  и наполняемость бортов  - почти 100-процентная. Несмотря на распад СССР, связи между россиянами и жителями бывших союзных республик сохранились. Продолжается деловое сотрудничество, все больше востребован  туристический потенциал Узбекистана: Самарканд, Бухара, Хорезм, Хивы,  современный Ташкент – все это  с пуском рейса  стало намного доступнее для туристов из Черноземья.

А вот чего точно не было - массовых  религиозных  мероприятий  в дни мусульманских праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам. На  молебны  в спорткомплексе "Энергия" собираются не только представители среднеазиатских стран, но и  представители Ближнего Востока и Северной Африки.

Есть и более грустные  обязанности у лидера общины. За последние лет 20 я отправил 159 «грузов 200» на родину. Как и все,  представители нашей диаспоры болеют, иногда гибнут от  несчастных случаев, порой – от рук своих же соотечественников. И 16 человек с нашей помощью ушли из  тюрьмы на условно-досрочное освобождение.

- Какова  же сегодня численность воронежской диаспоры сегодня?

- Порядка 120 тысяч человек, но пик пришелся на  2012-2013 годы – более 150 тысяч. Но и сейчас это вторая по численности диаспора в стране - после Москвы. Стоит, правда, учесть: наши узбекистанцы -  это не только узбеки, но и таджики, армяне, киргизы –граждане Узбекистана всех национальностей.

И мы по-настоящему «дружим диаспорами». Когда   у лидеров воронежских корейцев  и украинцев сгорело жилье,  первыми пришли восстанавливать узбеки.  И они же поехали в лагерь для беженцев из Донбасса, чтобы  привести его в порядок. Денег у нас мало, но рабочие  руки – самых разных специальностей.

-Кем же преимущественно работают  узбеки в Воронежской области?

- Среди наших есть врачи, инженеры, даже университетские преподаватели – это  преимущественно те бывшие студенты, с которыми мы и начинали «Ватан». Но  в основном  сфера трудовой деятельности это, конечно,  низкооплачиваемые работы на стройках,  в ЖКХ,  в сельском  хозяйстве, на что коренные жители практически не претендуют.

- А вы лично чем занимаетесь?

- Переводами. До недавнего времени  переводчикам «Ватана» приходилось выполнять по 15-20 переводов в день – практически вся потребность для Воронежа.  Обязательному переводу на узбекский подлежат полицейские,  судебные бумаги. Их перевод оплачивает государство по минимальным, разумеется, расценкам, но на жизнь хватало.

- Соответственно через вас проходили  большинство  уголовных и гражданских дел, возбужденных против соотечественников!  Какие нарушения наиболее частые?

- Конечно,  случается и воровство, и поножовщина. В отрыве от бдительных  родственников  некоторые  молодые ребята начинают выпивать, вести себя не самым лучшим образом. Но  такие случаи единичны. Основной контингент в СИЗО – те  приезжие,  которые не смогли вовремя оплатить патент,  нарушили какие-то режимные нормы.

Мне знакомый  полицейский говорил: покажи мне  узбека - и я найду у него нарушение. Самое частое  нарушение – когда  иностранца  находят не по месту прописки. Составляется протокол: прописан в Первомайском, а задержан на 9 января – этого достаточно, чтобы депортировать человека.

- А где ему жить и регистрироваться?  

- Наша организация  не раз поднимала вопрос о том, чтобы организовать государственную биржу для иностранцев и социальные общежития, чтобы убрать так называемые «резиновые квартиры» и снять большинство  коррупционных вопросов

Но решение о депортации – не худшее из наказаний. Хуже - ожидание принудительной депортации, которое продолжалось порой месяцами. Года три назад в СИЗО объявили голодовку 30 иностранцев, в основном граждане Узбекистана.  Как ни стремились они в Россию, теперь они требовали одного: скорейшей депортации на родину. Руководству «Ватана»  удалось тогда достигнуть  договоренности с местной властью об отправке этих людей за счет родных и диаспоры.

Но вообще решение суда «о депортации за счет государства» во многих  случаях становится источником дополнительного дохода для нечистых на руку сотрудников ФМС и судебных приставов. Кто платит   - того отправляют, а ведь по закону такие отправки производятся за казенный счет.

27-летний Акрамжон он приехал из Андижана в город Борисоглебск в поисках работы. Не сумел своевременно найти деньги, чтобы оплатить патент, был оштрафован на 2 тысячи рублей.  Штраф он уплатил, но через два часа снова был задержан, ФМС-ники сказали, что нужно выехать и въехать, чтобы сделать патент. Но  ведь он не мог за два часа. выехать из страны и въехать обратно.

Примерно в то же время  погибли на одном из городских предприятий два  гражданина Узбекистана – и следователи так и не смогли расследовать, что случилось.

- Каковы в этой ситуации перспективы движения?

-  Как бы ни малы были заработки у мигрантов,  от них кормятся  сотни  людей: от бабушки с «резиновой квартирой» до полицейских и чиновников. С мигранта  взять почти нечего, но коррупции вокруг него больше, чем вокруг олигарха.  Есть тарифы на все – от очереди в ФНС до экзамена по русскому языку и  получения гражданства. Даже  небольшие деньги, которые «Ватан»  зарабатывал на переводах,  перехватили чисто коммерческие организации, которые  у правоохранителей уже заслужили название «лже-НКО».

Случайно или нет, но наши заработки  «ушли», когда  против «Ватана" было возбуждено по чье-то жалобе уголовное дело.  Главное доказательство - запись, сделанная  скрытой камерой, на которой видно, как женщина, приехавшая на заработки из Узбекистана, дает моему заместителю тысячу рублей.

Конечно,  такие «доказательства»  на дело не потянули. Но заказы на переводы с тех пор прекратились. У «Ватана» больше нет представительства в ДК им. Коминтерна. Организация разгромлена. С тех пор, как умер мой заместитель, а я серьезно заболел, делами стало заниматься некому. Молодежь   не хочет заниматься  общественными делами, когда надо зарабатывать на хлеб.

Традиции советской эпохи, традиции общественной активности « в чистом виде»  ушли в прошлое.

Беседовал Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.