В среду, 14 декабря, городская дума приняла в первом чтении бюджет Воронежа на следующий год. Когда материалы повестки были розданы прессе, репортеры испытали некоторую оторопь: первоначально имел место дефицит бюджета, а на заседании думы он вдруг оказался профицитным. Налицо было превышение доходов казны над расходами: доходы – 16,475 млрд рублей, расходы – 16, 255 млрд.
В условиях закредитованности казны и разворачивающегося кризиса строчка «утвердить прогнозируемый профицит бюджета городского округа в сумме 220,473 млн» выглядела плохой шуткой, а то и форменным издевательством над здравым смыслом.
Все объяснил вышедший на трибуну глава фракции КПРФ Константин Ашифин:
- Профицит сформировался из-за того, что в доходах учтены субсидии из вышестоящих бюджетов, которые будут направлены на погашение бюджетных же кредитов. Город этих денег не увидит.
Константин Ашифин отдал должное профессионализму работников финансового управления администрации, которые в таких условиях смогли сформировать действительно сбалансированный бюджет, по его выражению, эти люди проявили «чудеса мастерства».
- Но нельзя не говорить о том, - сказал депутат, - что наблюдается снижение расходов абсолютно по всем классификациям: безопасность, экономика, культура, образование, ЖКХ, социальная политика. А если мы к этому снижению прибавим коэффициент инфляции, то выяснится, что власть просто не выполняет свои функции.
Он напомнил, что практически все сферы городской жизни и экономики заключены в так называемых муниципальных программах:
- И мы избирателям говорим: все нормально, у нас есть программа. А на деле выходит, что ни одна из программ не финансируется полностью.
В действительности из 14 муниципальных программ проектом бюджета предусмотрено полноценное финансирование только в шести: «Обеспечение доступным и комфортным жильем», «Обеспечение общественного порядка», «Охрана окружающей среды», «Управление муниципальным имуществом», «Управление муниципальными финансами» и «Муниципальное управление».
А вот на «Развитие образования», к примеру, предполагается выделить только 79% от потребности, на физкультуру и спорт – 62%, на культуру – 91%, а программе «Развитие транспортной системы» досталось и вовсе 61% от потребности.
Что касается дефицита бюджета, то, по словам Константина Ашифина, он обусловлен огромным муниципальным долгом в 8,8 млрд рублей:
- По уровню внутреннего долга мы достигли максимальных значений. Больше занимать нам не позволяет Бюджетный кодекс.
Он перечислил и другие обременения казны:
- В нынешнем году на обслуживание муниципального долга бюджет тратил 500 млн, а в следующем году - уже 775 млн рублей. Это 5,5% от всей расходной части.
Для сравнения скажем, что плата процентов по кредитам превышает расходы по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем» почти вдвое: 775 млн против 368 млн.
- И самое неприятное, - сказал с трибуны спикер, как будто до этого в его выступлении было хоть что-то приятное. – В текущем году городу оставили 13-14% от всех собранных здесь налогов – и это было унизительно. А в следующем – оставят всего 10%, остальное уйдет в областную и федеральную казну.
Для оценки масштаба этих поборов, депутат обратился к истории:
- Все знают, что когда-то на Руси было монголо-татарское иго. Я специально спрашивал у историков: монголы брали с русских городов 3-5% дани.
Константин Ашифин оглядел зал, полный депутатов и чиновников, и сказал:
- Мне интересно – что скажут историки о времени, в котором мы с вами живем? Как они его назовут.
По лицам большинства собравшихся было очевидно, что оценка историков этих людей не волнует совершенно. Они больше заинтересованы в оценке современных руководящих товарищей, которые довели экономику страны до такого положения, что приходится отнимать у городов страны 90% заработанных денег.
- Давайте честно скажем, - предложил Ашифин коллегам, - что мы подпали под бюджетное иго, что в городе нет бюджета развития, а есть бюджет деградации.
Коллеги молчали.
- Жить без бюджета еще хуже, я понимаю, - сказал за них Ашифин и добавил от себя: - Но и с таким бюджетом мы обречены.
Он сошел с трибуны. Председатель думы Владимир Ходырев, следуя протоколу, спросил:
- Вопросы есть?
Не было у депутатов никаких вопросов. Иго так иго – не привыкать.
- Голосуем, - сказал Ходырев.
Проголосовали: 24 – за, 4 - против, двое воздержались. Чай, не монголам 90% доходов отдаем, а родному и заботливому государству.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии