Причиной аварии космического грузовика могли стать неполадки в воронежском двигателе

Причиной аварии космического грузовика могли стать неполадки в воронежском двигателе

«Прогресс МС-04»  не довез  новогодние подарки на МКС


 

Первый день зимы для космической отрасли начался с  неприятностей.  Топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова обвинили в мошенничестве, а  космический грузовик «Прогресс МС-04»  потерпел катастрофу и упали на территорию Тувы. Новогодние подарки, предназначавшиеся для экипажа МКС, сгорели в верхних слоях атмосферы.  

И если сюжет с Евдокимовым далек от Воронежа, то авария над Тувой может нас непосредственно и неприятно задеть. К аварии космического сухогруза могли привести технические неполадки - и в первую очередь эксперты назвали укринскую систему управления и  двигатель РД-0110, произведенный в воронежском  мехзаводе.

К сожалению, ситуация слишком напоминает ту, что случилась в 2011 году с ракетой «Союз У». Нарушение работы двигателя РД-0110 привело к его аварийному выключению на 342 секунде (сейчас телеметрия пропала на 383-й секунде). В результате третья ступень с кораблем "Прогресс М-12М" не вышла на орбиту и по баллистической траектории вошла в атмосферу, где разрушилась. Несгоревшие элементы конструкции третьей ступени и корабля упали на Алтай (тоже рядом, однако).  Очень быстро была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110: нарушение условий функционирования газогенератора.

При  расследовании на производстве выяснилось:  молодой сборщик плохо привинтил  гайку.

Неприятной была и утрата  корабля Schiaparelli, который недавно  разбился о поверхность Марса. Но там воронежские двигатели выполнили свою миссию, двинув корабль на миллионы километров в космос. А здесь – не дотянули и до орбиты.

Автор: Лев Рыбкин

21:13 01.12.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Я удивляюсь нашим экспертам. Корабль грохнулся - оказывается, слесарь не дотянул гайку. Звезда в прострации. Вернее, в восторге. В пору моей работы, в качестве сборщика узлов двигателей на мех.заводе - надо мной стояли контролер, мастер, военпред. Предо мной лежала азбука по сборке, инструмент в кладовке выдавали в соответствии с заданием. И не дай бог я не дотяну затяжку гайки да силы описанной в азбуке. Единственное - в узел могла попасть волосинка или пылинка (это трудно заметить). Но все было стерильно, белые халаты, колпаки, - ответственность за свою работу. А такого, чтобы кто-то не выполнил написанное черным по белому - такого не было. Люди подбирались очень тщательно. Конечно, я верю нашим экспертам. Но глубоко сомневаюсь. Скорее, дело не в сборке. А по моему, упал корабль, - это ошибка отрасли. И нет необходимости озвучивать причину его падения на всю страну. Это только нагнетание страстей. Но, сборка, - мало вероятно является причиной случившегося. Или - набрали слесарей по объявлению. А тогда - все возможно.
И еще. По прошествии многих лет, я помню маркировку узлов, которые я собирал. Я даже во сне, могу собрать мой основной узел. Я помню лица моих наставников. Я - был роботом, в лучшем понимании этого слова. И весь цех - были таковыми. Других - там не было. Умы были в КБХА. Мы были роботами, без права на ошибку. Каждая, отстегнутая ступень полета корабля с нашим двигателем, или узлами - это наши премии и медали у руководства. Труд оплачивался достойно. Слабых звеньев не было. Вот такие пироги.