Руководитель департамента труда и занятости населения Воронежской области Юрий Бай на пресс-конференции отметил, что местная служба «существенно отставала» по нескольким критериям деятельности. По словам главы департамента, это связано с отсутствием финансирования.
– Где-то мы отставали в оснащении службы занятости, в условиях комфортной работы как специалистов с клиентами, так и общего желания построить что-то более красивое в нашем направлении, но при отсутствии должного финансирования, – рассказал Юрий Бай.
Юрий Бай отметил, что работа службы занятости становится актуальна, когда происходят трансформации на рынке труда. Он обозначил три периода, когда наблюдался спад на рынке труда в регионе – в 2008-ом, 2014-ом и в пандемийном 2020-ом.
– Мы фиксировали большой скачок регистрированной безработицы. Число официально зарегистрированных безработных у нас превысило 50 тыс. человек – 51,3 тыс. человек было в октябре на максимуме. В региональную службу занятости обратилось около 102 тыс. человек, – объяснил руководитель департамента.
Причем по стране также был отмечен рост безработицы в 3,7 млн человек. Именно поэтому вопрос занятости и преодоления ее застойного характера был выделен Президентом РФ как приоритетный. В связи с этим регионам поставили задачу в 2021 году провести работу и довести уровень занятости до допандемийных значений. Исходя из этого для Воронежской области была разработана отдельная программа, по которой в прошлом году необходимо было достичь показателя более чем в 1,1 млн занятого населения региона. Это число в регионе в итоге было достигнуто, однако остановилось практически на том же уровне. На данный момент показатель безработных жителей региона составляет 3,8%, в 2019 году – 4,3%.
Помимо этого, департамент труда и занятости населения области принимал участие в федеральном проекте «Содействие занятости» и нацпроекте «Демография». В рамках этих проектов в регионе проводили мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию отдельных категорий граждан. Речь идет о пожилых жителях, женщинах в декрете и с детьми до восьми лет, молодежи. Это необходимо для того, чтобы повысить их конкуренцию на рынке труда. Обучение проводилось при участии «WorldSkills», Томского национального госуниверситета и академии РАНХиГС.
Юрий Бай добавил, что по данным Единой цифровой платформы от граждан этих категорий поступило 6,7 тыс. обращений. Примечательно, что по результатам рассмотрения заявок на обучение попали только 2 тыс. человек в прошлом году. Эти сведения глава департамента объяснил тем, что часть желающих «отсеялась» в процессе обработки запросов.
С 2019 года в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» добавили положение о модернизации Центра занятости. Тогда же был подписан Приказ Минтруда о введении основных требований к работе службы. Обязательными условиями для работы были внедрение фирменного стиля, технологий бережливого производства, сети автоматизированных рабочих мест, связанных с порталом Работа России, который с учетом пандемийного 2020-го года был переформатирован в Единую цифровую платформу. Это сделали для того, чтобы можно было предоставлять госуслуги в электронном виде. При этом Воронежская область вышла на данный уровень работы лишь в ноябре 2021-го, а к началу 2022-го все регионы (кроме Москвы) получили доступ к системе, предоставляя услуги по поиску работы онлайн.
В данный момент в Воронеже приступили к модернизации Левобережного центра занятости (ул. 25 Января, 72). Юрий Бай сделал акцент на том, что в здании для удобства сотрудников и клиентов уже провели ремонт служебных помещений, а также перепланировку территории и замену всех систем. По его словам, этот центр заслуживает внимания, так как является образцовым по сравнению с отделами на правом берегу города, которые находятся в «более плохих условиях». В этот список входят Коминтерновский, Ленинский и Советский центры, которые в дальнейшем планируют объединить в Правобережный отдел. Юрий Бай лишь вскользь упомянул, что сейчас уже «почти» нашли помещение для реализации идеи, а относительно бюджетных вливаний в проект точных цифр назвать не смог. Добавил только некоторые сведения о работе с Нововоронежским центром и о том, что до 2024 года в области планируется модернизировать всего четыре таких учреждения.
При этом, как признался Юрий Бай, «понятно, что четырех центров недостаточно для того, чтобы служба стала современной и смогла бы реализовывать на хорошем уровне свой потенциал». Редакция нового законопроекта «О занятости населения» предусматривает формирование единых требований к предоставлению госуслуг и их качеству. Возможно, это поможет наладить работу Центров занятости.
– Служба занятости будет действовать в соответствии со стандартами деятельности по обеспечению полномочий, которые служба занятости исполняет. Документы на федеральном уровне сейчас проходят подготовку и обсуждение. В этом формате и будет строиться работа службы занятости, с тем, чтобы более единообразно оказывать госуслуги, несмотря на то, какой бюджет на региональном уровне был заложен, – заявил Юрий Бай.
Глава департамента предположил, что для приближения центров к флагманской модели потребуется где-то 300 млн рублей, а пока воронежцы, судя по всему, будут вынуждены сотрудничать со службой занятости «старого» образца.
Также сотрудники службы, по словам Юрия Бая, в данный момент вынуждены работать по низкой ставке с невысокой зарплатой. В дальнейшем этот вопрос, разумеется, будет прорабатываться. Решение этой проблемы призвано приблизить центры к той самой флагманской модели работы.
Проблемы в регионе касаются и трудоустройства молодежи. Директор областного Центра занятости «Молодежный» Анна Звездинская отметила, что эти проблемы существовали еще до пандемийного 2020-го.
– Пандемия достаточно усугубила ситуацию, потому что, во-первых, молодые люди все-таки работали по большей части в тех сферах, которые пострадали в этот период. Во-вторых, молодые люди оказывались под риском увольнения на каких-то временных или неполных работах. То есть им пришлось достаточно сложно, – пояснила Анна Звездинская.
По словам директора молодежного центра, в 2021 году ситуация изменилась и стала не такой тревожной, как в начале пандемии. Однако, анализ региона в этой области говорит о том, что проблемы молодежной безработицы по-прежнему существуют, они очень остры и, конечно, их нужно решать.
– На сегодняшний момент существует несколько проблем. Первая из них связано с демографической «ямой», в которую мы вступили в 2018 году и которая сейчас продолжается. То есть на рынок труда выходит все меньше лиц молодого возраста. По большей части это касается молодых людей от 15 до 24 лет. Второе – не является секретом то, что молодежь очень сильно вовлечена в неформальную занятость. Эта ситуация менялась к лучшему до 2020 года. Сейчас проблема остается достаточно сложной в связи со сложившимися обстоятельствами. Плюс у молодых людей, которые обучаются, достаточно мало возможностей для совмещения работы с обучением. Также молодые люди, которые впервые выходят на рынок труда и не имеют профессионального образования, соответственно сталкиваются с большой конкуренцией. Еще достаточно низкий уровень конкурентоспособности среды квалифицированных специалистов у молодежи. У работодателя к таким гражданам также немало претензий, – добавила руководитель центра занятости «Молодежный».
Конечно, это не все проблемы на молодежном рынке труда. Это подтвердила и Анна Звездинская. Одна из таких проблем существует на межведомстенном уровне. Речь идет об отсутствии системы профориентации и, соответственно, возможность выстраивания каких-либо карьерных предпочтений у молодого населения. Для того, чтобы справиться с этой ситуацией в регионе реализуется долгосрочная программа содействия занятости молодежи, действующая до 2030 года.
В отличие от Юрия Бая Анна Звездинская хотя бы предложила возможные пути решения указанных проблем. Руководитель регионального департамента напротив ссылался на различные программы, которые призваны решить все существующие острые вопросы, но при этом открытых ответов на то, как в данной ситуации возможно добиться улучшений Юрий Бай не дал.
Итак, Анна Звездинская считает, что помочь молодежи на рынке труда может создание единой межведомственной профориентации. Этот механизм будет содействовать правильному выбору у молодых людей будущей сферы деятельности и последующей реализации успешной карьеры.
Также из решений проблем молодежного рынка труда является, по словам Анны Звездинской, введение субсидирования при первом трудоустройстве после окончания учебного заведения. Нужно при этом увязать потребности рынка труда с теми компетенциями, которые даются молодым людям при обучении. Не помешают и дополнительные механизмы в виде профессионального обучения.
Опять же, если вспомнить статистику, которую привел Юрий Бай, где из почти 7 тыс. желающих пройти обучение смогли только 2 тыс., то можно сделать вывод о том, что даже если представители молодежи будут подавать заявки, попасть в данную программу им будет сложно. Также, как уточнила Анна Звездинская, допобучение достаточно дорогостоящее, поэтому имеет высокий уровень. Получается некий замкнутый круг, хотя на фоне пандемии подобные умозаключения смотрятся достаточно позитивно.
Также для молодежи, чтобы улучшить дальнейшую адаптацию в профессиональной сфере, хотят предусмотреть стажировку у индивидуальных предпринимателей. Это связано с тем, что зачастую в крупных компаниях молодым специалистам уделяют мало внимания, скидывая на стажеров какую-то рутинную работу.
Школьников тоже стараются задействовать в мероприятиях по профориентации. Причем, по словам Анны Звездинской, сотрудничать получается практически со всеми школами города. Информация о сферах рабочей деятельности подается в виде «урока карьеры». Отметим, что эти «старания», судя по предоставленным данным весьма скудно реализовываются. Получается, что работа проделана, а безработица осталась на том же уровне.
Добавим, что про деятельность департамента труда и занятости населения Воронежской области мало, что слышно в региональной медиасреде. Сравним, например, с региональными департаментами образования, экологии, здравоохранения – достаточно часто встречаются различные данные, опубликованные представителями данных ведомств, а у первых двух есть Телеграм-каналы, которые активно наполняются новостями. Возможно, представители ведомства действительно много времени уделяют именно профильной работе и поэтому «не светятся» в СМИ. Однако, это лишь предположения.
Еще одна любопытная деталь: на пресс-конференции присутствовало не очень внушительное число представителей СМИ, а количество просмотров под видео даже не достигло отметки в 200 (по данным на 16 февраля). Вероятно, департамент отличается популярностью среди воронежцев также, как и вызывает интерес у местных медиа…
Напомним, экс-замглавы департамента труда и занятости Воронежской области Елена Маслова в сентябре 2021 года была признана виновной в злоупотреблении служебными полномочиями (ч.1 ст. 285 УК РФ). Ей назначили полтора года условно и два года испытательного срока.
В начале июля 2019 года сотрудники УФСБ провели оперативно-разыскные мероприятия в правительстве области. Поводом стала деятельность, в том числе, Елены Масловой и ее возможное превышение полномочий и нарушения законодательства, связанного с мигрантами. Губернатор Воронежской области Александр Гусев 12 августа 2019 года уволил чиновницу «в связи с утратой доверия».
В ноябре 2019 года бывшая чиновница подавала апелляционную жалобу на отказ Ленинского райсуда в восстановлении ее на работе, однако суд лишь частично удовлетворил требования Елены Масловой к правительству региона. Экс-руководитель департамента обосновала легальность всех полученных ею денежных средств, но суд отказал ей в требованиях в восстановлении на госслужбе, а также взыскании зарплаты и компенсации морального вреда.
Автор: Анастасия Борцова
Фото: «Время Воронежа»
Комментарии