В текущем году аграрии Воронежской области намерены получить 4,5 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Также власти прогнозируют увеличение урожая картофеля и овощебахчевых культур за счет роста посевных площадей. Обозреватель «Времени Воронежа» попытался понять, хватает ли в регионе мощностей для хранения такого объема продукции, есть ли дефицит и существует ли в принципе необходимость длительного складирования сельхозпродукции.
Зерно и зернышки
Аграрный сектор Воронежской области пережил подряд два урожайных года, когда объем собранных культур превысил прогнозы, и один неурожайный – прошлый год. В 2018-м, по данным Воронежстата, аграрии получили 4,7 млн тонн зерновых, что составляет лишь 83,8% от результата 2017 года. В 2019 году ожидают очередного падения сбора, хотя площади предусмотрительно увеличили. В текущем году посевные площади зерновых и зернобобовых увеличились с 1,46 млн га до 1,53 млн га. Из них большую часть площадей традиционно займут озимая и яровая пшеницы – 815,5 тыс. га, ячмень – 378,7 тыс. га, кукуруза на зерно – 203 тыс. га, далее идут зернобобовые, крупяные и прочие зерновые.
Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что сейчас, когда рекордные уровни могут вновь оказаться недостижимыми, нужно говорить скорее об избытке мощностей зернохранилищ, нежели о дефиците.
– Единственный дефицит – это дефицит дорог, который затрудняет транспортировку и отгрузку зерна, но эта проблема из разряда извечных, – замечает эксперт.
В пользу того факта, что дефицит хранилищ региону не грозит, говорит и тот факт, что Воронежская область является одним из крупнейших экспортеров зерновых в стране. Свыше 35% всего экспорта региона приходится на сельскохозяйственную продукцию. По данным Воронежстата, объем экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2018 году составил 540,7 млн долларов. Из них не менее 300 млн долларов приходится именно на зерновые.
Но у экспортной модели есть и обратная сторона. Крупнейшими потребителями российского зерна являются европейские страны, которые в последнее время вводят санкции в отношении поставок. Аграрии теряют прежние рынки сбыта, поэтому снижение урожаев в данной ситуации можно рассматривать как положительное явление. Президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев в своем докладе на международном конгрессе «Биомасса: топливо и энергия 2019» отметил, что в таких условиях нехватка продовольствия возможна даже при высоких урожаях:
– Бизнес-модель зернового рынка, существующая сегодня, ориентирована на экспорт, а это, в свою очередь, привело к тому, что в России катастрофически недостаточно элеваторных мощностей для хранения зерна. Из заявленных 118-120 млн тонн мощностей хранения в реальности элеваторные мощности составляют всего 35 млн тонн, остальные — склады напольного хранения. То есть, даже высокий урожай не защитит россиян от голода в случае проблем с импортом продовольствия: у нас попросту негде его хранить. В бизнес-модели, ориентированной на массированный вывоз зерна на экспорт, такой подход вполне оправдан: зерно через перевалочные склады перегружается в порты, откуда идет на внешний рынок. В такой модели хранение всего урожая не требуется. Однако в модели схлопывания внешних поставок отсутствие мощностей хранения автоматически приводит к голоду, – предостерегает эксперт.
Сила силоса
По данным областного правительства, на территории региона хранением и подработкой зерновых и масличных культур занимаются 42 элеватора, общей мощностью более 3,2 млн тонн. Помимо элеваторов местные производители располагают и складскими помещениями, в которых можно разместить не менее 1,5 млн тонн зерновых. Элеваторы есть в 29 из 31 муниципального района Воронежской области. Власти считают их расположение рациональным и отмечают, что строительство велось с учетом близости к производящим зерно районам.
Самыми крупными мощностями по хранению зерна располагают ООО «Аннинский элеватор» и ОАО «Верхнехавский элеватор» в одноименных районах, ПАО «Тулиновский элеватор» в Панинском районе и ООО «Кардаильский КХП» в Поворинском, лискинское ОАО «Зерно», семилукские ООО «Черкизово-Кормопроизводство» и ОАО «Латненский элеватор» и ООО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский» на юге области.
За последние несколько лет в эксплуатацию были введены элеваторные комплексы общей мощностью порядка 500 тыс. тонн. Одним из самых крупных проектов последнего времени стал элеватор ГК «Агроэко» в Таловском районе. Предприятие на 155 тыс. тонн ввели в эксплуатацию в 2015 году. В прошлом году начали работу сразу два крупных элеватора. Один из них тоже принадлежит «Агроэко», но расположен в Павловском районе. Его мощность составляет 120 тыс. тонн. Второй на 100 тыс. тонн принадлежит ООО «Лиско Бройлер» (входит в группу «Черкизово») и находится в Лискинском районе.
Пока в регионе популярна технология силосного хранения зерновых. В силосах хранят более 60% воронежского зерна. По данным облправительства, регион обеспечен качественными мощностями по хранению зерновых. Действующие предприятия предусматривают полный комплекс защиты зерновой массы. Пока, по подсчетам чиновников, в Воронежской области не наблюдается дефицит зернохранилищ. Но и реализация новых проектов пока не планируется.
С такой оценкой не согласен Алексей Антонов:
– Несмотря на то, что, по различным оценкам, уровень износа может достигать 70% по стране, такая оценка учитывает скорее количественный, а не качественный фактор. Да, большинство классических элеваторов и силосов, представляющих собой капитальные сооружения из стали и бетона, доставшиеся агропромышленному сектору в наследство от совхозов и колхозов советской эпохи, в основной своей массе относятся к 60-м и 70-м годам прошлого века. Они устарели морально и физически, в большинстве своем требуют капитального ремонта и не могут использоваться на предельных значениях загрузки. Таких сооружений, тем не менее, осталось достаточно много, и именно они оказывают негативное влияние на статистику, – отмечает аналитик.
Сейчас такие элеваторы строить просто невыгодно. Стоимость их строительства может достигать 200 долларов за тонну хранения при том, что вместимость в исключительных случаях превышает 100 тыс. тонн. Участники рынка инвестируют в основном в возведение модульных зернохранилищ, вместимость которых в принципе не ограничена, а стоимость оценивается примерно в 100 долларов за тонну хранения. Как отмечает Алексей Антонов, таких современных элеваторов в Воронежской области и Черноземье в целом вполне достаточно для того, чтобы обеспечивать потребности крупнейших производителей зерновых, масличных и бобовых культур, поскольку все они строятся и расширяются в соответствии с потребностями конкретного участника рынка. Вместимость конкретного зернохранилища напрямую зависит от объемов собираемого конкретной компанией урожая, «не имеет смысла собирать больше, чем можешь хранить и хранить больше, чем можешь продать», – говорит эксперт.
Овощные радости
Воронежская область не является лидером в производстве овощей. В год в регионе производят около 500 тыс. тонн овощей, на промышленное производство из них приходится всего 76,7 тыс. тонн, то есть 17,6%. Еще 59 тыс. тонн приходится на крестьянско-фермерские хозяйства. По данным Воронежстата, в 2017 году в регионе произвели 1,45 млн тонн картофеля и 534,5 тыс. тонн овощей. Но исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников считает показатели как минимум по картофелю завышенными. По его словам, отрасль в принципе переживает не лучшие времена:
– Почти 80% потребляемого россиянами картофеля приходится на импортную селекцию. До 2013 года основными импортерами были европейские страны, после ввода ограничений на ввоз эту нишу быстро заняли Египет, Израиль и Азербайджан. Производство картофеля – капиталоемкое предприятие, поэтому, в основном, выращиванием занимаются крупные агрохолдинги, у которых есть техника, компетенции и хранилища. Малые предприятия в последнее время предпочитают переходить к менее затратным культурам, например, масличным и зерновым, – говорит Алексей Красильников.
Общий объем овощехранилищ региональные власти оценивают в 158,8 тыс. тонн. Таким образом, по данным чиновников, область полностью обеспечена своими объемами для хранения овощей. Новых проектов в этой области тоже пока не ожидается.
– Если верить статистике, дефицита хранилищ в стране не наблюдается, но вопрос в том, все ли они используются по назначению? Многие из них перепрофилированы, а качество других вызывает сомнения. Несколько лет назад Минсельхоз предложил строить распределительные центры, где могли бы хранить продукцию местные производители. Но эта практика не оправдала себя, в этом году субсидии для распредцентров существенно сократили. Нехватка хранилищ отрицательно влияет на рынок, заставляя производителей сбывать продукцию сразу, не дожидаясь роста цен. В первую очередь страдают, конечно, небольшие предприятия и фермеры, – напоминает исполнительный директор Картофельного союза.
Автор: Дарья Бородина
Комментарии