Под корнями воронежского «Яблоневого сада» покоятся тысячи бойцов и два склада боеприпасов

Под корнями воронежского «Яблоневого сада» покоятся тысячи бойцов и два склада боеприпасов

Кто купит квартиру в доме, построенном на костях?


 

Во вторник, 9 февраля  региональное отделение Общероссийского народного фронта организовало круглый стол со страшновато звучащей темой: «Воронеж-город на костях». Его участники сделали грустный вывод: столица Черноземья продолжает уверенно обретать репутацию «столицы строительного беспредела».

Герои без могил

 В этом сезоне путь к очередному рекорду доблестных воронежских строителей омрачили два феномена общественной активности. К защитникам исторического центра у нас добавились  защитники  «яблоневых  садов» и  противники «застройки на костях». О позорящей город, да и всю страну, практике, когда останки защитников  выкапывают экскаваторы и тайком, будто наворованное, прячут в дальних отвалах они рассказал в одноименном фильме («Воронеж-город на костях»), который сейчас активно набирает популярность в

На круглый стол ОНФ пригласил представителей мэрии, военкомата, поисковых организаций, ФСБ,  охранных ведомств и крупнейших застройщиков – ДСК и «Выбор». Пришли все. Кроме строителей. Тех самых, которые в этом сезоне собираются осваивать  52,5 га  в северной части Воронежа – ориентиром будущего микрорайона  сегодня пока еще служит «Яблоневый сад».

Территория по площади совпадает с полем боя, где  полегли тысячи советских солдат и  покоятся как минимум два склада с боеприпасами. И где-то там, под яблонями покоятся останки «героя без могилы» – Михаила Абызова, чьим именем названа одна из улиц города.

Предложение, от которого невозможно отказаться

Впрочем, руководитель уполномоченной поисковой организации ВРОО «Дон»  Михаил Сегодин  сказал пару слов в «оправдание» одному из отсутствующих  - представителю «Выбора»:

-Строители провели с нами предварительные консультации. И сделали ошеломляющее предложение: давайте, мол, чтобы все было хорошо, мы поставим  по завершении стройки памятник погибшим, а большую квартиру на первом этаже отдадим под музей. Да эти затраты на порядок превышают то, что минимально необходимо для выполнения закона. Этого хватило бы, чтобы «зачистить» все новостройки на Шишкова.

Самое печальное не в том, что владелец  «Выбора» депутат Цыбань испугался волны общественного протеста. Это нормально, он  депутат он должен  блюсти репутацию. А то, что он или его помощники не имеют представления о том, что делать положено по закону.  Потому что, видимо, никогда этого не делали.  

На общественных слушаниях по застройке Яблоневого сада, по свидетельству корреспондента «Времени Воронежа», замдиректора ООО «Выбор» Светлана Кузнецова заявила, что ее компания чтит память защитников города. Поэтому, мол, в случае нахождения  останков  будут вызваны  специалисты- поисковики.

- Неужели непонятно: если  кости увидели в ковше, значит, захоронение уже уничтожено! – возмущается поисковик Александр Шершов. – К специалистам надо обращаться до начала работ!

Гастарбайтеры в немецких касках

А еще  энтузиастам непонятно, почему руководитель  управления главного архитектора Антон Шевелев оперировал на слушаниях справкой- заключением  от коммерческой организации (о том, что Яблоневый сад является зоной боевых действий). Денег мэрии девать некуда? Ведь всей полнотой  информации владеют в равной степени  ВРОО «Дон» и  областной военкомат.

Своей базой данных, по уверению Сегодина, поисковики пытаются делиться с мэрией начиная с 2003 года. Ежегодно отправляли туда уточненные сведения о возможных захоронениях. И документы исчезали как в черной дыре: никакого эффекта информация не производила.

На строительстве «Шишковграда» были достигнуты поистине рекордные  темпы  Воронеж стал бесспорным лидером ЦФО – респект и уважуха за то китам стройбизнеса. Но сколько  в этом аврале  было перемолото  костей  ножами бульдозеров – не узнать уже никогда. Свидетели утверждают: даже не отдельные кости вывозились, а  целые братские могилы – по ночам, в неизвестном направлении. Да что костей – по свидетельству очевидцев, целый самолет по частям вывезли – с территории между «хаминской» и «дээсковской» площадками.

- Сейчас уже начались земляные работы, нам звонят чуть ли не каждый день, сообщают о новых находках, - поделился заботой руководитель «Дона».

- А кто обычно звонит?

- Рабочие со стройки, просто неравнодушные прохожие, увидевшие кости в отвалах. Был сигнал: гастарбайтеры щеголяют в немецких касках.  Думали шутка. Приезжаем на стройку: и правда, товарищи из южной страны  обезопасили себя ржавыми трофеями.

- А застройщики?

- Застройщики – нет,  ни разу не звонили.

Что поставлено на карту

А в самом деле, как оно должно быть? В основном порядок был установлен  еще в 1993 году законом «Об увековечении памяти  погибших при защите Отечества».  Главное, там прописано: ответственность несет правообладатель участка, который «обязан согласовывать с местными органами власти и военного управления  строительные работы, в результате которых  могут быть повреждены  воинские захоронения».

Но, видно, плохо выполнялся этот закон не только у нас -  и по итогам встречи с ветеранами в 2013 году  премьер Дмитрий Медведев дает наказ всем должностным лицам навести более жесткий порядок.

Бюрократическая машина после нескольких оборотов выдала на местном уровне  приказ вице-мэра Воронежа Владимира Астанина №829, где процедуры  согласований прописаны уже подробно. А главным справочным документом должна была стать карта  боев и соответственно – предполагаемых захоронений.

- А можно получить копию этой карты? – осторожно интересуемся у  поисковиков.

- Да она… не очень  будет смотреться, - вдруг застеснялся Сегодин. Чуть помедлив,  добавил. - Нам сказали, что надо за сутки сделать  карту. Ну как сделать за сутки? Взяли фломастеры и нарисовали – наверное, не очень красиво получилось. Но там все правильно – в подтверждение  прилагается огромный том документов.

По сравнению с 13-м годом

Спешили ребята, фломастерами все руки перепачкали. Но напрасно. За прошедшие два с лишним года никто из застройщиков не воспользовался ценной информацией. Документы на согласование не присылали. Не консультировались. Не звонили.  Если звонили им, божились, что ничего не знают о захоронениях.

И это стало  поводом для центральной дискуссии на площадке ОНФ: пикировки  поисковиков - «фронтовиков»  с  замруководителя управления главного архитектора горадминистрации Еленой Лютиковой.

-С 2013 года мы отражаем сведения о возможных захоронениях  в градостроительных планах, - сказала Лютикова.

-А почему  строители говорят, что ничего не знают?

-Возможно, они работают по планам, выданным до 2013 года. Но есть еще  отдел проектировки и отдел выдачи разрешений. Не знаю, может, они тоже информируют застройщиков.

Похоже, новый жесткий порядок Медведева – Астанина  чего-то не учитывает. Контроля нет в принципе никакого!

Свет в конце беспросветного тоннеля

-А можно, вы будете присылать нам уведомления о новых выданных градостроительных планах? – вежливо попросил Сегодин представителя мэрии.

-Зачем? – не поняла Лютикова. - Может, строительство на этом участке начнется лет через двадцать.

-Отлично!  Успеем провести разъяснительные работы, составить свою базу.

В принципе договорились. Кроме того, вписали в резолюцию: ОНФ выступит с законодательной инициативой о повышении штрафов за нарушение областного законодательства в этой сфере с сегодняшних 4 тысяч до 1,5 миллионов рублей.

На наших глазах забрезжил свет в конце тоннеля.

А ведь если бы не ажиотаж экологической общественности вокруг Яблоневого сада, если бы  не подхватили эстафету тревоги поисковики и не породили идею этого круглого стола? Так бы еще лет 20 стоял процесс? Потрясающе.

Необязательно демонстрировать глубокое почтение к погибшим – достаточно соблюдать закон

- Может быть, строители  боятся больших трат?

- По нормативам, такие траты  не превышают 0,01% от сметы. На практике – в разы меньше,- проинформировали поисковики. -  Строители боятся не трат, боятся замедления темпов стройки– и предпочитают играть в дурочку, чем исполнять закон.

Во всей истории вопроса «дончане» вспомнили  привели только один светлый пример – строительство гипермаркета «Окей» на Шишкова.  Там было сделано все как по нотам: пригласили поисковиков, согласовали планы работ. И два года  экскаваторы  работали параллельно с бригадами искателей. «Дон» сдавал площадку – «Окей» заходил на нее. Было поднято и перезахоронено 289 останков советских солдат, удалось обнаружить более тысячи единиц боеприпасов. Площадка  была на 100% зачищена, при этом ни на один день строительный конвейер не был приторможен.

-Давайте же восславим этих замечательных строителей!  Кто там был подрядчиком, не напомните?

-Да может, не стоит напоминать,- засомневался Сегодин. -  Началось-то все со скандала, с суда. Но более положительного примера у нас пока нет.

Возможно, «более положительным» станет пример с «Выбором», который  пообещал памятник с музеем в качестве «отступных».

-Нам не нужен музей в каждом квартале, -  рассуждает модератор мероприятия, глава исполкома регионального ОНФ Олег Вельможин. – Достаточно, чтобы исполнялся закон.  И чтобы люди, вселяясь в новые светлые квартиры, знали, что дома  не построены на костях защитников. Поверьте, это важно для большинства  воронежцев.

Автор: Александр Саубанов

P.S. Мы все-таки добыли эту карту. Каждый может увидеть, на чем стоит его дом.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Построят потом там церковь, как Лукин на Шишкова, где под монолитами остались лежать бойцы Красной армии, и, считай, смоют грех с души
Нет не смоют, никогда. Сад нельзя убирать. А если там еще и покоятся наши предки - тем более. Там надо разбить парк и поставить памятники нашим дедам. Все остальное - бесовство, бездуховность и крысятничество. Гордеев, ты где?, или тебе пофиг? Едро и Жирики, вы где? или и вам тоже пофиг?
И еще. Где голос главного попа? Если у него есть стройматериалы, пусть церковь там построит. Что ему мешает? Боязнь что приход, или доход будет малым? Так пусть тогда забудет о своих проповедях о человечности, о 12 заповедях, да и вообще обо всем. Если поп отстоит сад и построит там церковь - я буду ему помошником. Все забуду - и отъем музейных зданий, и его золотые часы, и мерседесы его служителей, и их толстые пузы. Забуду. Иду Ва-банк. Гордеев и попы - мяч на вашем поле. И еще - в Липецке нашел деда в братской могиле, на Аллее Славы. Его прах перенесли с территории разрушенного монастыря. Там все было по человечески. А то, что творите вы - это гнусь. Я ВАМ НЕ ВЕРЮ.
Удивительно вообще,как эти земли переходят в собственность строительных компаний.Вот тогда уже- куда смотрят власти. Самим не режет душу- вырубить яблоневый сад. Да еще потом каменный лес так назвать. Достаточно нам уже "Дубравы" без дубов, Березовой рощи без берез и каменного "Ботанического ада" Лучшим памятником и музеем для нашего города будет цветущий в День Победы яблоневый сад , с молодыми яблоньками и сиреневой аллеей. И воронежцы не обидятся , если без пробок будут добираться туда из новых районов, построеных на месте старых бараков. Из покон веков города росли вширь. А то, что вырастает внутри историчн=еских районов, нарушая архитектуру, губя экологию, забивая транспортные артерии города- это раковая опухоль. Посмотрите- город болен- метостазы повсюду. Конечно жаль, если процесс не отвратим...