Европейцы из ОБСЕ пользуются в Воронеже
полной свободой

Европейцы из ОБСЕ пользуются в Воронеже полной свободой

Зато неожиданное появление наблюдателей в ТИКах может парализовать местных чиновников

Они улыбчивы, раскованны,  доброжелательны. Это своего рода  моральный  кодекс представителя ОБСЕ. Они  закрыты, въедливы, отстраненны. Это тоже «кодекс» но уже служебный, писаный, и он сильно осложняет  общение  наблюдателей  международной организации с российскими журналистами. О личном говорить  не рекомендовано, давать оценки - запрещено,  рассуждать – не велено.  Европейские чиновники скованы не меньшим - да что там – большим!-  количеством  инструкций, чем их российские коллеги.

Хлеб да соль товарищу наблюдателю

Тем не менее, журналисту интернет-газеты «Время Воронежа»  удалось  насколько возможно подробно  побеседовать  с долгосрочными представители  Миссии международных наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ азербайджанцем Афизом Алиевым и французом  Сильвеном Оллье. Афиз  впервые в Воронеже,  Сильвен  - впервые в России.

Ребята молодые, энергичные. Работа – на ногах и колесах, требует не только знаний, но и хорошей физической формы. 

Парная работа на выборах - стандарт. На выборах в Госдуму  2011 года тоже, помнится,  наблюдатели  работали в паре – испанец с голландкой. Когда они приезжали  в какой-нибудь территориальный избирком  и предъявляли мандат наблюдателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, то  некоторые девушки  в комиссиях готовы были упасть в обморок. А чиновники порывались бежать за хлебом-солью.

Нынешняя миссия по наблюдению за выборами в Госдуму открылась в Москве  8 августа, а уже 22 числа Сильвен и Афиз вручили «верительные грамоты» председателю  облизбиркома Владимиру Селянину. Интернет-газета «Время Воронежа» сообщала об этом факте.

- Миссия работает по приглашению Центризбиркома и  состоит из  трех групп. «Ядерная группа» - это аналитики в Москве, долгосрочные наблюдатели – это 32 группы по два человека, которые будут работать по 6-7 недель. Большинство отвечает за два-три региона. Но Воронеж выделен в отдельную территорию.

Не знаю,  стоит ли нам гордиться по этому поводу.

Грядет жаркий сентябрь

Ближе к выборам,  дня за четыре, у нас высадится десант краткосрочных наблюдателей в 5-10 человек.  Они уже будут работать в том числе на  избирательных участках.

- Мы тоже можем прийти на участок, но по опыту знаю: на это не хватит времени,- говорит мсье Оллье.- Наша главная задача – координация работа краткосрочников, анализ информации.

В день выборов краткосрочным наблюдателям придется выдержать примерно такой график:  в пять проснуться,  за день объехать 10-12 участков и  на каких-то остаться до выведения итоговых таблиц.

Передвигаться международным наблюдателям  разрешено по Воронежской области совершенно свободно. И появление наблюдателей  в отдаленном районе может быть абсолютно непредсказуемым.

- А если  к вам обратятся  избиратели с жалобой или просьбой, что будете делать?

- Зависит от ситуации. Но в любом случае будем соблюдать принцип невмешательства.  Наше дело – наблюдать, а не наводить порядок.

Времени у них и сейчас немного. Ребята общаются с кандидатами в депутаты,  с представителями власти,  политических партий, СМИ и общественности. Важно охватить весь политический и социальный спектр участников  политического процесса.

И никто, как мы поняли, в беседе им не отказывает. И хотя на дворе 21 век,  европейцы  не пользуются ни диктофоном, ни видео. Все записывают обычной ручкой в обычную общую  тетрадку.

Надо понимать, им доверяют на слово!

- Вся собранная информация ляжет в основу трех отчетов. Один  будет готов  накануне выборов, второй – через пару дней  после выборов. Наконец, итоговый отчет  созреет через  два месяца.

В  докладе БДИПЧ о думских выборах 2011 года отмечалась их непрозрачность, затруднения оппозиционных партий в доступе к СМИ, наличие административного ресурса. Но неожиданно  заканчивалась за здравие: мол, сама избирательная кампания была организована на высоком техническом уровне, и граждане России в принципе воспользовались своим законным демократическим правом.

А вот это утверждение явно устарело:  «Процедуры сбора подписей и их проверка ЦИК были оценены многими собеседниками как излишне бюрократические и представляющие дополнительные препятствия для участия партий в выборах».

Раньше это были «дополнительные препятствия!»  а теперь  китайская стена: ни одна партия нынче ее не преодолела!

Наблюдение о наблюдателях

- Сейчас у нас  на выборах  недостатка в наблюдателях  нет: работают наблюдатели от партий, по линии СНГ,  общественных организаций вроде «Гражданского контроля» «Голоса» и т.п. Вы с ними как-то координируете свою работу?

- Нет, работаем полностью автономно и информацией не обмениваемся.

- А то, что в стране вдвое  увеличилось число наблюдателей от ОБСЕ- не говорит ли  это  о том, что в стране выросли риски нарушений?

- Вопрос не к нам.

Ну да, конечно.   Но что-то подсказывает: если в  ту же Францию или Германию наблюдатели едут  единицами, к нам – сотнями, а Украину недавно инспектировала целая тысяча наблюдателей, - то, скорее всего,  мы с братьями-славянами - не в числе благополучных.

Но одно оценочное признание удалось вытянуть. Воронеж им понравился. Европейцы уже с удовольствием  наблюдали и «Адмиралтейку»,  и  проспект Революции, и парки со скверами.

Автор: Александр Саубанов

Фото: Виталий Иванищев 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
OBCE приехало наблюдать за выборами? Молодцы. Но, зная как они наблюдали на Донетчине и Луганске - это дешовка. Сейчас, им дадут зелья, и будут давать до 20 сентября, и они скажут, что все было по закону. Поэтому, не обольщайтесь, насчет этих обехеесесников. Надо делать своими руками свое будущее, надо голосовать за КПРФ. И если победит КПРФ, посмотрим, что они скажут. Боюсь, для них это будет удар. Они рассчитывают на другое. Так давайте их обломаем.
Были у нас сегодня. Общались в течение полутора часов. Все живы, и наблюдатели, и члены комиссии. В управе тоже обошлось без инсультов, никого не парализовало. Да они туда и не ходили, им чиновники не интересны. В 2011 международные наблюдатели нас тоже посещали, никто в ТИКе и в УИКах в обморок не падал, ковровые дорожки не стелили, с хлебом-солью на входе не стояли, хотя чай-кофе конечно же предложили. Впрочем, мы его всем гостям предлагаем, чем международные наблюдатели хуже? Такие же люди, график посещений у них очень плотный, почему предложить им чай вы считаете каким-то заискиванием? Это просто элементарная вежливость!