В этом году в Воронежской области наблюдается бум строительства и ремонта дорог – преобразования коснулись как города, так и территорий далеко за его пределами. Наряду с работами на федеральных трассах, региональных и сельских дорогах, стартовали масштабные проекты в областном центре, которые уже через несколько лет избавят густонаселенные микрорайоны Воронежа от пробок.
Безопасно и качественно
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, качеством и доступностью автодорог удовлетворены 52% жителей Воронежской области. В нашем регионе показатель оказался выше среднероссийского – по стране он составляет 49%.
Еще больше радует статистика по снижению уровня аварийности – за последние 10 месяцев количество смертельных ДТП на федеральных трассах в Воронежской области сократилось на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.
Высокого показателя удалось достичь в том числе благодаря активному участию региона в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги», объемы финансирования которого постоянно растут. Если в 2018 году было израсходовано 2,5 млрд рублей, а с 2019 по 2021-ый – 12,3 млрд рублей, то в этом году сумма составила почти 4,7 млрд рублей.
В рамках «Безопасных и качественных дорог» за прошлый год в области отремонтировали 252 км региональных трасс, обустроили 24 пешеходных перехода и 51 км тротуаров, реконструировали 4 мостовых перехода и путепровода, провели ремонт 135 км асфальтобетонного покрытия, а также завершили строительство четырех дорог в Бобровском, Репьевском и Кантемировском районах.
В частности, было досрочно завершено строительство автомобильной дороги в обход Боброва, протяженностью 9,4 км – она самая длинная из всех, построенных по нацпроекту. В Воронеже завершили ремонт 35 участков улично-дорожной сети протяженностью 39 км, реконструкцию путепровода по улице Ленина через железнодорожные пути и реконструкцию автомобильной дороги по улице Острогожской.
Кроме того, благодаря решению губернатора Александра Гусева в областном центре началась реконструкция транспортной развязки на пересечении Ленинского проспекта и улицы Остужева.
В этом году работы в рамках нацпроекта продолжаются. В 23 районах области отремонтировали в совокупности свыше 370 км дорог. Ключевые объекты – автодороги Павловск-Калач-Петропавловка, Богучар-Кантемировка, Курск-Борисоглебск-Таловая-Бутурлиновка, М-4«Дон»-Бутурлиновка-Воробьевка-Калач. Все эти маршруты имеют большое значение для транспортной логистики региона. Они являются дублерами платных участков федеральной трассы «Дон» и отличаются высокой загрузкой, в том числе, транзитного транспорта.
В зоне внимания региональных властей – не только ремонт и обслуживание дорог. Уровень безопасности движения растет в области и за счет качественного и своевременного обслуживания сопутствующей инфраструктуры – это восстановление тротуаров и линий электроосвещения вдоль дорог населенных пунктов, обустройство пешеходных переходов, монтаж барьерных ограждений и так далее.
Отдельное внимание уделяется фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. К примеру, камеры контроля непристегнутого ремня появились этой осенью почти во всех районах областного центра. А до конца года власти закупят и установят в регионе 26 камер фиксации нарушений ПДД.
Стройка года
Одним из самых глобальных дорожных проектов областного центра в этом году стало начало строительства автомобильной дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева. Объект возводится за счет инвестиционных бюджетных кредитов. В настоящее время здесь уже разработали грунт, выполнили работы по устройству водоотводной трубы, перенесли коммуникации и ливневки.
Четырехполосную дорогу планируется построить к декабрю 2023 года – ее протяженность составит почти 3 км. При этом ширина крайних полос позволит в будущем запустить общественный транспорт любого класса. Реализация проекта существенно разгрузит Северный микрорайон от пробок – в последние годы здесь активно возводилось новое жилье, поэтому количество транспорта заметно увеличилось.
Для обеспечения безопасности движения на Шишкова-Тимирязева построят четыре надземных пешеходных перехода, оборудованных лифтами. Для удобства пешеходов появятся широкие двухметровые тротуары и будут установлены уличные фонари.
Уникальной особенностью дороги станет возведение специального тоннеля в виде металлической гофрированной арочной трубы. Это необходимо для сохранения природного ландшафта с учетом перспективного развития экотропы в районе памятника природы «Ботанический сад».
В перспективе избавить густонаселенный район от пробок помогут и другие масштабные проекты. В настоящий момент идет разработка документации по расширению до шести полос участка улицы Ломоносова от Тимирязева до Бурденко. А к концу 2024 года в Воронеже должен появиться долгожданный дублер Московского проспекта – проектирование объекта сейчас находится уже на завершающей стадии.
После запуска дублера власти вплотную подойдут к теме внедрения в городе системы метробуса (BRT) – это способ организации обособленного движения автобусов и троллейбусов, позволяющий достичь максимальных скоростных показателей. На наиболее востребованных направлениях инфраструктура метробусного типа располагается по оси улиц, освобождая полосы с правого края проезжей части для основного потока.
Твердое покрытие – в каждое село
Сегодня почти 70% воронежских автодорог регионального и межмуниципального значения соответствуют нормативным требованиям – по этому показателю регион занимает седьмое место среди всех субъектов Российской Федерации. Однако дороги местного значения пока соответствуют нормам на 30,7%. Низкий показатель обусловлен структурой дорожной сети – почти половина маршрутов здесь пока еще проходит по грунтовкам.
Развитие сети сельских дорог – одно из приоритетных направлений дорожной политики, и в течение последних лет область тратит на него ежегодно в среднем около 3 млрд рублей. Помимо программ в рамках нацпроекта, в регионе действует отдельная программа «Сельские дороги», а также выделяются средства из дорожного фонда. Общий объем субсидий муниципальным образованиям в 2022 году составил 2,884 млрд рублей – ремонт осуществлялся на участках, общей протяженностью не менее 900 км.
Как подчеркнул губернатор Александр Гусев на недавней встрече с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым, через четыре года все сельские дороги Воронежской области будут иметь твердое покрытие.
Отдельный вектор – это строительство подъездных путей к объектам АПК, что крайне важно для развития экономики. Ежегодно в области реализуется порядка 7 таких проектов. В прошлом году, без учета объектов в Воронеже, финансирование на эти цели составило 700 млн рублей, в этом – 300 млн рублей. На 2023 год планируется получить под эти цели 1 млрд рублей.
Во всех направлениях
При ремонте дорог в Воронежской области успешно применяют новейшие технологии, которые позволяют повысить качество и долговечность покрытия. С подрядчиками заключаются долгосрочные контракты «жизненного цикла» – благодаря этому компании могут на несколько лет вперед знать объемы предстоящих работ. Таким образом, у них есть возможность своевременно закупать материалы, подбирать нужную технику, что в конечном итоге напрямую отражается на качестве выполненной работы.
При этом острых проблем, связанных с системой налогообложения или ценообразования, в дорожной отрасли региона не возникает. В целом, все текущие и проблемные вопросы держатся на контроле и решаются в плановом режиме. Отрасль является одной из наиболее устойчивых с точки зрения внешнего воздействия, ведь основные ресурсы для операционной и текущей деятельности – российские.
Наряду со строительством и обслуживанием дорог в регионе продолжается и совершенствование сопутствующей инфраструктуры – госконтракт на 2022−2023 годы включает в себя ремонт 18 тротуаров вдоль дорог, восстановление более 30 пешеходных переходов на дорогах регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 18,3 км. В рамках еще трех госконтрактов в текущем году обустраивается наружное освещение вдоль 39,5 километров дорог региона.
Параллельно в Воронежской области активно приводят в нормативное состояние мосты. Уже завершен капитальный ремонт переправы через реку Тихая Сосна на автодороге Воронеж – Луганск в Острогожском районе. Кроме того, заключен контракт на капремонт моста через реку Дон в Рамонском районе в 2022−2023 году. А до 2027 года планируется капитально отремонтировать мосты через реки Икорец, Хопер и Токай.
Кроме того, на постоянном контроле региональных властей –благоустройство дворовых и общественных пространств. В 2021 году на это направление потратили более 1,3 млрд рублей. За счет средств федерального и регионального бюджетов было благоустроено 146 дворовых и 54 общественных территорий в 38 муниципальных образованиях Воронежской области. В текущем году на эти цели выделено 1,6 млрд рублей, а пространства благоустраивают в 39 муниципальных образованиях региона.
В будущем году динамичное и разностороннее развитие дорожной отрасли региона продолжится. Уже детально проработаны планы и на более далекую перспективу – к 2025 году в Воронежской области предстоит отремонтировать 246,9 км региональных дорог, а к 2027 году – обновить 116 км федеральных трасс. При этом пристальное внимание по-прежнему будет уделяться качеству дорожной сети и безопасности движения.
Автор: Анастасия Лебедева
Комментарии