С первого декабря в России действует новая формула расчета утилизационного сбора, вместо простой зависимости от объема двигателя теперь ключевым параметром стала мощность в лошадиных силах. Решение уже перекраивает экономику авторынка, затрагивая цены на новые и подержанные автомобили, а также стратегии дилеров и импортеров.
Суть реформы в пересмотре границы льготного тарифа для физических лиц, теперь он действителен только для машин с мощностью до 160 л.с. Все, что выше этого порога, автоматически облагается по значительно более высоким коммерческим ставкам, новые правила также кардинально меняют подход к гибридам и электромобилям. Для них утильсбор рассчитывается от суммарной мощности всей силовой установки, что резко снижает ценовую привлекательность многих импортных моделей, особенно поступающих по схемам параллельного ввоза.
Эксперты рынка, включая вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, прогнозируют волну подорожания, она затронет не только первичный сегмент, но и вторичный рынок, где высока доля мощных иномарок. Российские автодилеры подтверждают ожидания, в «Авилоне» отмечают, что мощные иномарки могут прибавить в цене минимум 800 тысяч рублей. В ГК «Автодом» ожидают роста стоимости на несколько миллионов для гибридов премиальных китайских брендов, таких как Li Auto и Aito Seres, чья общая мощность часто превышает новый льготный лимит.
Глава «Автостата» Сергей Целиков указывает, что повышение цен станет повсеместным, разница лишь в масштабе: для одних моделей будет символическая надбавка, для других - критическое увеличение, которое может сделать их ввоз экономически нецелесообразным. Гендиректор «Мотор-Плейс» Михаил Плотников добавляет, что даже автомобили в рамках льготных 160 л.с. не избегнут общего тренда, под влиянием рыночного дефицита и инфляционных процессов они могут подорожать на 5–10% к концу 2025 года.
Позиция властей, озвученная первым вице-премьером Денисом Мантуровым, делает акцент на защите интересов большинства, он подчеркивает, что 80% российского автопарка составляют машины малой и средней мощности, которые сохраняют льготный статус. Таким образом, реформа направлена на корректировку сегмента мощных и дорогих импортных авто, часто ввозимых в обход официальных каналов.
В ответ дилеры адаптируют бизнес-модели, но не отказываются от мощных моделей полностью, в «Рольфе» считают, что клиенты, выбирающие автомобили высокого класса, воспримут дополнительную нагрузку в 120–250 тысяч рублей. В «Авилоне» рассматривают возможность расширения ассортимента моделей до 160 л.с., если на них возрастет спрос, однако сегмент премиальных мощных автомобилей останется в портфеле.
Итогом новой политики станет структурная перестройка рынка, она стимулирует локализацию производства, перенаправит потребительский спрос в сторону менее мощных и, вероятно, более доступных моделей, а также повысит роль официального импорта. Для конечного покупателя это означает сужение выбора в сегменте мощных машин и общий рост цен, который станет новой реальностью автомобильного рынка России.
Источник: RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ