Стоит только сказать, что ты из Воронежа, как в ответ часто слышишь снисходительное: «А, понятно, у вас там на дорогах творится ад». Стереотип прочно засел в головах многих россиян.
Но так ли ужасны воронежские водители на фоне всей страны? Реальная картина, основанная на личном опыте поездок и наблюдениях, сильно отличается от расхожего мнения.
Чтобы понять, где ситуация действительно сложная, стоит начать с примера для подражания. Таким эталоном вежливости можно назвать Калининградскую область. Там культура вождения построена на взаимном уважении. Пешехода пропустят даже в неположенном месте, а за снег на крыше автомобиля вполне могут оштрафовать. Помню, как на проселочной дороге за нами терпеливо ехал мощный внедорожник, не решаясь обогнать по сплошной, хотя машин вокруг не было. Такое поведение – норма, а не исключение.
Теперь о том, где правила часто воспринимаются как досадная формальность. В числе лидеров по невоспитанности на дороге многие опытные водители отмечают Дагестан. Там можно столкнуться с ситуациями, когда тебя резко подрежут, проигнорируют пешеходный переход или проедут на красный. Местные к этому давно привыкли. С чем это связано – с особым менталитетом или исторически сложившейся практикой – вопрос открытый.
А как же наш Воронеж? Город, действительно, часто попадает в «антилидеры» касательно поведения на дороге. Но у воронежской проблемы есть своё лицо и даже прозвище «липецкие тазики». Речь о старых отечественных автомобилях с липецкими номерами, которые часто можно увидеть в потоке. Такие машины «не первой свежести» иногда едут, будто владельцам нечего терять. Хрестоматийный случай – попытка проскочить между двумя фурами на трассе однажды плачевно закончилась для легковушки.
Специалист по гражданской обороне Вячеслав Решетов прокомментировал изданию «Время Воронежа» сегодняшнюю ситуацию на региональных дорогах:
«Проблема не в том, что воронежские водители самые плохие. Проблема в крайней неоднородности потока. На одной полосе может оказаться и аккуратный новичок на новенькой иномарке, и лихой парень на ветхой «девятке», который считает осторожность признаком слабости. Добавьте сюда серьёзную загрузку основных магистралей в часы пик, и вы получите гремучую смесь. Но назвать это явление уникальным для Воронежа нельзя – то же самое мы увидим в любом городе-миллионнике».
Куда более напряжённая обстановка, по статистике аварийности, складывается на юге – в Краснодарском крае и Ростовской области. Высокая плотность движения, транзитный поток отдыхающих, спешащих к морю, и тот самый «горячий южный нрав» создают опасный коктейль. Не стоит сбрасывать со счетов и Курскую область, где, по наблюдениям многих автомобилистов, правила порой соблюдаются лишь постольку поскольку.
При этом среди самих воронежских водителей нет единого мнения. Одни яростно защищают честь города, указывая на многолетний безаварийный стаж на самых загруженных маршрутах. Другие признают проблему, но связывают её с клише «южного характера», который, по их мнению, начинается с Черноземья. Некоторые водители отмечают, что более эмоциональный, раскрепощённый стиль общения и жизни проецируется и на манеру вождения.
А часть туристов с удивлением констатирует растущую агрессию и привычку постоянно сигналить, что делает дорожную обстановку в Воронеже довольно нервной.
Так где же самые ужасные водители? Однозначного ответа нет. В каждом регионе, пожалуй, есть свои «болевые точки». Воронеж в этой картине не имеет абсолютного лидерства по хамству. Его можно назвать типичным крупным городом с присущими ему конфликтами на дороге, где культура вождения ещё формируется. Да и корень проблемы не в буквах на номерах, а в общем уровне уважения к другим участникам движения, который во многих уголках России, увы, ещё нуждается в серьёзной работе.