Своя «бумажка» ближе к «телу»

Своя «бумажка» ближе к «телу»
Государство намерено брать с населения через Фонд капремонта многоквартирных домов значительно больше, чем тратило само на эти цели

Интернет-газета «Время Воронежа» уже писала о том, что  через пару месяцев после губернаторских выборов население области ждет малоприятный сюрприз: введение платы за капитальный ремонт. На сегодня установленная региональным правительством сумма – 6,2 руб. за 1 кв. м. Это, конечно, меньше, чем 11,5 рубля в Ханты-Мансийском автономном округе. Но существенно больше,  чем 2,5 руб. в Санкт-Петербурге.

Врио  колеблется

Еще в феврале в Воронежской областной Думе прошли публичные слушания по обсуждению региональной программы капремонта. Тогда чиновникам из департамента ЖКХ области и регионального Фонда капремонта кое-как удалось убедить собравшихся представителей Советов и ТСЖ многоквартирных домов в том, что избежать появления новой структуры в лице Фонда – невозможно: это решение федерального уровня. Но вот с суммой в 6,2 руб. люди наотрез отказались соглашаться. Тем более что конкретная величина платежа в Фонд – это прерогатива исключительно региональной власти. И теоретически, областное правительство могло бы установить и чисто символическую плату в 1 руб. с 1 кв. м.

Сотрудники Фонда и департамента ЖКХ области признают: сумма в 6,2 руб. может быть подвергнута корректировке со стороны правительства.  Но для этого потребуется «волевое» решение первого лица.

Понятно, что врио губернатора колеблется. С одной стороны, дополнительный платеж такого размера – мощный козырь в руках оппонентов на сентябрьских выборах. С другой – на момент голосования сумма будет виртуальной, и воронежцы еще не ощутят удар по своему кошельку.

Можно предположить, что Алексей Гордеев выберет компромиссный вариант. Постарается использовать сумму платежа в своих интересах, где-нибудь в июле-августе объявив о ее пересмотре. Вот только глобальным снижение не будет: ниже 4,5-5 руб. платеж вряд ли опустится.

Миллиарды рублей в год

Ну, а пока губернатор только размышляет, приходится оперировать исключительно имеющимися суммами. Прикинем, сколько планирует собирать с воронежцев Фонд капремонта ежегодно? По данным Госжилинспекции,  многоквартирный жилой фонд области, имеет площадь порядка 30 млн. кв. м., из которых 22 млн. кв.м. – непосредственно в Воронеже. Умножим областные площади сначала на 6,2 рубля, и получим 186  млн. Что в год составляет 2, 232 млрд. руб.

Региональная программа капитального ремонта рассчитана на 30 лет. То есть общие сборы за это время с воронежцев составят, как минимум, 67 млрд. руб.  Почему «как минимум»? Потому что, с одной стороны, от платы за капремонт освобождены дома, признанные аварийными. Но к этой категории отнесено лишь 0,33% областного жилого фонда - 97,7 тыс. кв. м. (По Воронежу показатель еще ниже – 0,07% или 22,88 тыс. кв. м.) В то же время, только за 2013 год в строй по области введено 1,3 млн. кв. м. нового жилья. А к 2015 году планируется довести это число до 2 млн. кв. м. в год. Новые же дома от платы не освобождаются. Таким образом, денежный ручеек в Фонд капремонта  будет увеличиваться, как минимум, на 100 млн. руб.

А теперь давайте посмотрим, сколько вкладывало в ремонт воронежских домов само государство, на котором, собственно, лежали и лежат моральные, а, частично, и правовые обязательства по приведению жилого фонда постройки до 1991 года в порядок? За шесть лет в 2008-2013 годах Воронежской области для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов из средств Фонда было выделено 4,28 млрд. рублей. В порядке софинансирования регион добавил еще 1,11 млрд. рублей. То есть, в среднем - около 0,9 млрд. в год из бюджетов двух уровней. Воронежцы же, напомню, с учетом вводимого жилья, будут скидываться не менее чем по 2,3 млрд. в год или в 2,5 раза больше!

Белгородский вариант

Если кто-то посчитает такой расклад нечестным, то есть ли у него возможность избежать платежей? Теоретически, да. По этому поводу можно обратиться за опытом в Белгородскую область, где аналогичную плату за капремонт – правда, 7 руб. 40 коп. с метра - ввели в пилотном порядке еще весной 2013 года. Когда жильцам принесли платежки с новой графой, до 30% собственников отказались ее регулярно оплачивать. Около 16% -  вообще  ни разу не внесли ее. А это десятки тысяч человек. Мало того, что областной оператор программы капремонта (у белгородцев - Фонд содействия реформированию ЖКХ) недосчитался миллионов рублей, он оказался в юридически тупиковой ситуации. Подавать коллективные иски на отдельных неплательщиков невозможно. А открыть 20-30 тыс. судебных производств, обеспечив их юридическим сопровождением Фонду не под силу. Ко всему прочему, в политически стабильном Белгороде люди вышли на митинги, требуя прекратить эксперимент. После акций протеста тариф сначала снизили до 5,9 руб. А потом и вовсе свернули эксперимент до 2014 года – до вступления в силу федерального закона о капремонте. Сейчас в том же Белгороде уже не смогут уйти от введения платы за капремонт, но каким будет тариф для населения – пока не ясно.

Наш ответ «Чемберлену»

К сожалению, государство, поспешившее «обрадовать» население тем, что ему на плечи ложится новый платеж, до сих пор не удосужилось сообщить: каким будет его уровень участия в капремонте? Будет ли это «баш на баш» к деньгам, собранным людьми? Или оно возьмет на себя даже большую часть финансирования?  В идеале, уровень дотаций государства должен быть «плавающим», и варьироваться в зависимости от той финансовой нагрузки, которую взяли на себя жильцы. Скажем, платят люди по 2 руб. с 1 кв. м. – получите помощь в объеме 25% от суммы ремонта. Вкладываете по 10 руб. за метр, тогда вас поддержат на уровне 60-70% от сметы преобразований. Если все будет именно так, то можно прогнозировать: введение нового вида платежей больших социальных проблем не вызовет.

Но, скорее всего, надеяться на хорошее не стоит. И тогда людям остается посоветовать лишь жесткий ответ новому «чемберлену» в лице зарвавшегося государства: не платить!

Даже если вносить деньги откажутся лишь  10% воронежцев, региональный Фонд капремонта захлебнется в юридических процедурах. Более того, даже проиграв суд, гражданин имеет возможность оплатить тот долг, который утвердит служитель Фемиды, и снова отказаться платить. Как следствие, судебный процесс придется начинать заново. А это абсолютно непосильное бремя для регионального оператора капремонта. Судебные расходы сделают неэффективным само существование Фонда капремонта, а государство будет вынуждено уважать требования своих граждан. Как следствие, оно, волей-неволей, пересмотрит правила игры в сфере формирования средств для капитального ремонта многоквартирных домов. 

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.