Воронежскому бизнесу потребовались самостоятельные граждане

Воронежскому бизнесу потребовались самостоятельные граждане

На областном форуме предпринимателей искали ответы на вечные вопросы


 

В рамках третьего форума предпринимателей Воронежской области прошел круглый стол «Бизнес, СМИ, общество – взаимодействие для успеха». Виднейшие коммерсанты города – Евгений Хамин (Группа компаний Хамина), Геннадий Чернушкин («Ангстрем»), Иван Лачугин (ФПК «Космос-нефть-газ») и другие – пытались выразить представителям прессы и общественникам свое понимание успеха.

Как оказалось, представления эти сильно разнятся. Евгений Хамин, к примеру, вел речь о том, что бизнес кровно заинтересован в том, чтобы люди (население, народ) были активными, инициативными, самостоятельными. Геннадий Чернушкин говорил о том же, но на свой лад: хотелось бы, чтобы мы все стали чуть более взрослыми, и первый шаг на этом пути – признание собственного несовершенства.

А Иван Лачугин как бы в подтверждение тезиса Чернушкина о собственном несовершенстве, вспомнил, что в советское время, будучи секретарем парткома, мечтал о том, чтобы власть КПСС рухнула; тогда, дескать, мы все заживем. По его мнению, мечты эти не сбылись (хотя говорить о том, что крупный предприниматель Лачугин многое потерял на пути от секретаря парткома до президента компании вряд ли возможно), поэтому вывод его был противоположен посылу более молодых коллег:

- Чем пассивнее общество, - сказал он, - тем лучше. Стабильность – прежде всего.

Спорить с Иваном Георгиевичем впрямую не стали. Хотя бы и с тех соображений, что его тезисы не вызывают позывов к дискуссии.

А вот касательно самостоятельности и активности граждан – тут пресса завела разговор на тему близкую и горячую: нависшую над городом угрозу отмены всенародных выборов мэра. Собственно, вопрос был поставлен без околичностей: вы за или против отмены выборов?

Позиция Евгения Хамина, в общем, была очевидной: он против. Еще в начале беседы он отозвался об исходе кампании по выборам депутатов Госдумы довольно необычно для успешного предпринимателя, назвав их болезненными:

- Выбирали ведь не активную, не самостоятельную позицию, а тех, кто обещал обеспечить стабильность. Во многом избиратель занял иждивенческую позицию.

А по способу избрания градоначальника у Хамина такая точка зрения:

- Ни один здравомыслящий человек, который заинтересован в построении гражданского общества, не может приветствовать отмену всенародного голосования.

Геннадий Чернушкин на проблему смотрит с практической точки зрения:

- Стратегически я с Евгением согласен. А тактически важен вопрос ресурсов. Сейчас у мэра отняли все ресурсы, которые можно было отнять, поэтому не имеет значения форма его избрания.

Чернушкин знает, о чем говорит: совсем недавно, в 2013 году, он предпринял попытку поруководить городским хозяйством, так что в вопросах полномочий осведомлен, как мало кто.

Другое дело, что выборный процесс представляется одним из инструментов того самого взросления общества, о котором сам же Геннадий Чернушкин говорил.

Хотя еще вопрос – что понимать под взрослостью: наличие собственной позиции и готовность ее отстаивать или смирение на фоне обстоятельств неодолимой силы?

Об этих обстоятельствах предельно конкретно выразился директор мебельного салона Владимир Лисовский. Было так: в ходе беседы Евгений Хамин выразился в том смысле, что за иные свои социальные инициативы предприниматель может нажить проблемы со стороны государственной власти. Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» спросил, готов ли лично Евгений Николаевич в случае таких проблем обратиться за помощью к прессе?

И вот тогда Владимир Лисовский предельно ясно обрисовал ситуацию:

- Если у бизнеса есть проблемы – мы их решим сами. Надо понимать, что все мы живем в обществе. Евгений Николаевич скажет что-то не то – его закроют. Вы напишите что-то не то – вас закроют.

Эта несколько лапидарная трактовка в целом верно отражает текущий момент.

Бизнес, пресса, общества – все они, так или иначе, зависят от власти и вынуждены считаться с тем, что власть может в любой момент «закрыть» то, что ей не по нраву. Или то, что ей непонятно.

Сам Евгений Хамин выразил это печальной констатацией:

- У нас так все устроено, что если ты выступил не в общем контексте – ты уже маргинал.

Пресса с сочувствием встретила это признание: журналистам ли не знать, как легко стать маргиналом?

И с таким же пониманием была встречена другая реплика Евгения Хамина, когда рассуждая о механизмах взаимодействия бизнеса и общества, он с чувством произнес:

- Мы потеряли время.

Наверное, если смотреть на события с точки зрения Ивана Лачугина, то сожалеть не о чем. Но и Хамин, и Чернушкин начинали свою активную деятельность при других обстоятельствах, никто из них в секретарях парткома не состоял, а потому время для них – явление почти материальное. А самое главное – ресурс этот невосполним.

Руководитель агентства «Абирег» Дмитрий Орищенко предложил сидящим за круглым столом предпринимателям создать собственное объединение, способное последовательно ставить и решать общественно значимые задачи, а пресса, дескать, готова к этому подключиться.

Но один из бизнесменов возразил: мол, такое объединение уже есть – собрание «Лидер», куда входят богатейшие люди региона.

Хотя, судя по всему, Дмитрий Орищенко имел в виду другое: проблемы, которые объединили участников «Лидера», имеют мало общего с тем, о чем говорилось на «круглом столе».

Ближе к концу разговора Евгений Хамин нашел формулу несовершенства современных наших обстоятельств:

- У нас очень мало общества и очень много власти. А когда власти много, она становится неэффективной. Чем меньше власти – тем она эффективнее.

Слова человека, который занимается предпринимательством с самого начала 1990-х годов, стоят того, чтобы им доверять. Он имеет полное право сравнивать степень эффективности власти и говорить о потерянном времени.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Как и всегда, Герман - Браво!