ЧАСТЬ 1. ПАРКИ, СКВЕРЫ
Сейчас в СМИ идет большое обсуждение проекта Генерального плана Воронежа на 2021-2041 года. Некоторые журналисты, общественники возмущаются теми пунктами, которые есть в Генплане. Мы в редакции тоже проделали большую работу по изучению, анализу и разбору предлагаемых изменений. И что хочется сказать, уважаемые друзья: если гордума примет его в таком виде, то свой город мы «проиграли».
Генеральный план разработан кстати не где-то там, а в самой Москве в ГАУ «Институт Генплана Москвы», то есть в организации, отвечающей за развитие Москвы. Казалось бы, все должно быть на уровне, но в конечном итоге, получилось хуже, чем в Бирюлево…
Начнем, наверное, с двух самых известных болевых точек города: Северный лес и Яблоневый сад. Так вот, все попытки по сохранению Яблоневого сада оказались пустыми. Практически 90% территории между улицами Шишкова, Ломоносова и Московский проспект будет застроено. Останется только маленькая часть между застройкой ДСК и жилым массивом Олимпийский. Кстати, судя по генплану, именно там планируется строительство дороги до ул. Ломоносова. Лес останется только в Ботаническом саду ВГУ, который с недавних пор для местных жителей на замке.
Вторая часть яблоневого сада вдоль ул. Ломоносова также пойдет под снос. Там будет построен действительно очень важный объект – «социальный узел» с самой большой школой, детским садом и другими прелестями. Но и зеленой зоны «рекреации», судя по Генплану, там будет больше.
Теперь многострадальный «Северный лес». В данный момент этот объект имеет статус «особо охраняемой природной территории», подразумевающий под собой запрет строительства на территории парка. Однако согласно предлагаемому Генплану территория «Северного леса» разбита на части, при этом территория леса сильно обрезана со стороны ул. Антоново-Овсеенко, а также со стороны застройки у военного городка и ул. Мордасовой.
А оставшаяся территория теряет статус «особо охраняемой природной территории» и приобретает три зеленых участка с категориями «лес»: частично по Антоново-Овсеенко за автосалоном «Фреш», категория «рекреационная зона» у «Северной короны» и ул. Миронова [как раз, где были летние события и снос забора] и оставшаяся часть ближе к Московскому проспекту тоже теперь с категорией «лес». Весело… Северный лишается своих «легких».
Если пройтись дальше по паркам и скверам, то только беглым взглядом мы не увидели на Генплане сквера у памятника Платонову на проспекте Революции, обещанного мэрией сквера на месте бывшего кафе «Губернатор» все на том же проспекте Революции. Сквера на пересечении улиц Сакко и Ванцетти и Степана Разина также нет. Левый берег – отсутствует упоминание о новом сквере-аллеи по ул. Димитрова от Ленинградской до Брусилова.
Возвращаемся к Центральному району. Парк имени Глинки, что сразу на выходе из главного корпуса Воронежского государственного агарного университета (бывший СХИ), теперь согласно Карте градостроительного зонирования имеет статус «ОДМ» [зона общественно-деловой смешанной застройки].
Для тех, кто забыл, напомню, что там стоит памятник первому директору ВГАУ – Константину Дмитриевичу Глинке. Но самое главное – в парке находятся две братские могилы (№18 и №19) с памятниками Великой Отечественной войны. Отмечу, что по данным архивов в 18-й братской могиле покоятся останки пулеметчицы, защитницы Воронежа Лидии Рябцевой. Строить будут прямо вместо памятников?
В СХИ мы можем потерять еще одну зеленую зону. Это касается участка леса между главным корпусом ВГАУ и между главным корпусом ВГЛТУ. Участок леса почти 4,5 га. Там теперь тоже по Генплану будет общественно-деловая смешанная застройка. Хотя там прекрасно бы смотрелся и парк.
Кроме того, в проекте Генплана абсолютно не учтен так называемый «зеленый пояс», который даже принят Воронежской областной Думой.
Однако для чистоты своих выводов и для объективности стоит отметить, что в картах проекта Генплана есть разночтения. И в карте функциональных зон парк имени К.Д. Глинки внесен в зону рекреационного назначения, а вот в карте градостроительного зонирования этот же участок земли имеет другой статус – общественно-деловой смешанной застройки. Уверен, что данное разночтение отнюдь не красит городских чиновников из архитектуры, а наоборот показывает уровень «сырости» и абсолютной неподготовленности такого глобального документа как Генеральный план на 20 лет вперед.
Вот, что еще интересно по теме зеленых зон. Мы обнаружили в предлагаемом на утверждение проекте Генерального плана Воронежа – это отнесение большей части Никольского кладбища к зоне рекреационного назначения… Да, да, да… И тут вопрос: из части кладбища городские власти хотят сделать парк? Или это очередной ляп управления главного архитектора города и знаменитых разработчиков анализируемого проекта ГАУ «Институт генплана Москвы»?
Да и вообще, что касается кладбищ, при анализе мы не обнаружили выделение новых участков под кладбища. Так же, как мы не обнаружили и расширения границ существующих кладбищ. Странно, не правда ли?
Практически все кладбища официально закрыты, чиновники говорят, что места уже на исходе, и проектом Генпалана не предусмотрено выделение новых земельных участков под кладбища… Так, согласно данным из проекта на 2019 год зона кладбищ составляет 435,04 га, в 2026 году она останется такой же, а вот уже к 2041 году сократится и станет 399,57 га. Интересно, качество жизни воронежцев улучшится к этому времени, и мы все с вами будем жить дольше? Думаю, что с таким Генпланом пенсионный возраст можно поднять и еще на пяток лет… А что, кладбищ все равно нет, хоронить не где…
P.S. Данным авторским мнением мы начинаем серию публикаций о проекте Генерального плана и его сюрпризах. Впереди еще много интересного. Если у кого-то есть информация, которой готовы поделиться, или есть, что обсудить, то всегда жду вас в личку в фейсбуке: https://www.facebook.com/alexandr.baimurzaev или на почту: dir@vrntimes.ru, вотсап и телеграм тоже всегда на связи 89623322773.
Комментарии