Тыквенные чипсы, площадь Воли и инвестиционный паспорт: беседа с префектом о Бутурлиновском районе

Тыквенные чипсы, Нью-Йорк и инвестиционный паспорт: беседа с префектом о Бутурлиновском районе
Изображение: администрация Бутурлиновского района

В этой истории нашлось место даже летчику Матиасу Русту

Воронеж, Павловск, Санкт-Петербург, Нью-Йорк и даже Флоренция – все эти города связаны с историей Бутурлиновского района. И в сторону каждого из них в самом центре Бутурлиновки – на площади Воли – направлен указатель.

Казалось бы, при чем тут Нью-Йорк и Флоренция? А дело в том, что в Нью-Йорк некогда переселились потомки бутурлиновского мукомола и мецената Василия Кащенко. Ну а в солнечную Флоренцию перебрались потомки графа Бутурлина – отца-основателя слободы Бутурлиновка. Место это пропитано историей и районный глава под стать – с большим опытом. Юрий Иванович Матузов, некогда простой рабочий, руководит местной администрацией с 2011 года.

Придя к власти, районный глава наладил коммуникацию с населением, учредил Большой Совет общественности. Поэтому порицания власти со стороны местных жителей – минимум. Но у района по-прежнему есть проблемы, требующие решения. А есть и успехи, которыми можно похвалиться. Об этом и другом – читайте в проекте «С какого района?»

– Людям нужны не слова, а конкретные дела – чтобы результат можно было потрогать руками, чтобы этим результатом гордились,– говорит Юрий Матузов. – Вот, например, в Бутурлиновке есть площадь Воли – напоминание о свободолюбии нашего народа. А в центре площади – столб, на который нанесены указатели к знаковым для нас городам. Этот столб сделали мы, но по поручению народа.

– До 1998 года вся ваша трудовая деятельность проходила в стенах Хреновского лесхоз-техникума?

– Да, первая запись в трудовой книжке – рабочий цеха по переработке древесины Хреновского лесхоз-техникума. Я к тому моменту едва окончил учебу: время до армии еще оставалось, а сачковать не хотелось.

Затем была служба в Загорске – так прежде называли Сергиев Посад. Я неплохо занимался спортом, готовился к поступлению в институт физкультуры. Но буквально перед моим увольнением на Красную Площадь приземлился Руст (Матиас Руст – немецкий пилот-любитель. – Прим. ред.). А наутро после этого пришла директива министра обороны – задержать увольнение на неопределенный срок. И в физкультурный я так и не поступил.

Сидеть без дела после службы не хотелось. Поэтому я подал документы в Воронежский лесотехнический институт, а работать вернулся в Хреновской техникум. Физкультуру преподавал, еще секцию вел. Потом меня «подприметили» – сделали секретарем комитета комсомола. Позже снова «подприметили» – сделали заместителем директора по воспитательной работе. Ну и преподавать я стал уже профильный предмет – технологию и организацию лесопользования.

– С 1998 по 2000 годы вы были лесничим. Не хотели продолжить преподавать?

– У меня лесное образование, я лесник. Как-то раз директор подозвал, сказал: «Ну хватит тебе уже [преподавать], иди поработай в другом направлении». Я поработал, а потом меня снова «подприметили» – на этот раз глава Бобровского района Анатолий Балбеков. Как итог, следующие пять лет я трудился в должности заместителя главы администрации района по экономике и финансам.

– Как считаете, какой момент был в вашей карьере ключевым, что вы от простого рабочего дослужились до районного главы?

– Ключевой момент – мои родители. Как мне кажется, именно они стали основой в становлении моей личности. Ну, еще папа у меня был руководителем комсомольской организации…

А вообще, когда я уходил от Балбекова, он мне сказал: «Если надумаешь вернуться в район с предложениями – приходи, работать ты умеешь». Для меня это была большая оценка, ведь у Анатолия Ивановича я многому научился. И продолжаю это делать сейчас.

– Есть ли фундаментальная разница между работой в Бутурлиновском и Бобровском районах?

– Я бы так не сказал. Каждая территория – уникальна. Уникальна историей, традициями, людьми. Я пришел в Бутурлиновский район 18 лет назад. Из них 13 лет работаю в должности районного главы. Как мне кажется, задача руководителя – встроиться в то хорошее, что есть, и предложить свои идеи, которые могли бы улучшить жизнь людей. Поэтому каждое утро на работе у нас начинается с вопроса: «Что ты конкретно сделал вчера, что планируешь сделать сегодня и какие у тебя проблемные вопросы?» Если находится ответ на вопрос «Что я сделал вчера?», значит, день прожит не зря. Таким правилом я руководствовался при работе в Бобровском районе, им же руководствуюсь и сейчас.

– А проблемы, которые удается решить – как отстаиваете их в региональном правительстве?

– На любой территории есть нескончаемый перечень вопросов – начиная от строительства сельских дорог, и заканчивая строительством больниц, школ, чего угодно. А теперь представьте: у вас есть этот перечень, но не за что «схватиться». Поэтому надо уметь расставлять приоритеты. Нам в этом помог Большой Совет общественности.

Из наиболее проблемных вопросов в Бутурлиновском районе сегодня – водопровод, канализация и водоподготовка. Однако это не значит, что мы не будем заниматься решением других проблем. Нет, это значит, что приоритетные проблемы мы будем решать в первую очередь. И нас слышат как профильные министерства, так и губернатор.

– Как вы привлекаете инвестиции в район?

– Мы реализовали три площадки «Агроэко». Реализовали проект «Эко-Нива», одно только дойное стадо которого достигает 3,5 тысяч голов. Реализуем и проекты поменьше, например, по органическому земледелию законченного цикла – от огорода до прилавка магазина. Наши тыквенные чипсы и сейчас можно найти на маркетплейсах.

У нас уже создан инвестиционный паспорт, есть перспективные площадки. А еще – 100 мегаватт свободных мощностей. Сейчас мы добиваемся возведения у нас очистных сооружений – это будет дополнительный потенциал для привлечения инвесторов.

Также есть задача возродить то, что было утеряно. Это ликеро-водочный завод, спиртзавод, маслозавод, хлебозавод, мясокомбинат, молочно-консервный, сахарный заводы. Одних только строительных организаций было 12. К сожалению, потенциал района был растерян в своё время. Нам досталось его собирать и преумножать.

 – Какой у вашего района бренд?

– Брендовая составляющая нашего района – это Шипов лес. И неспроста: Воронеж бы никогда не стал бы колыбелью русского флота, не будь Шипового леса. Основу кораблей делали из наших дубов. Эти дубы сплавляли в Павловск по реке Осередь.

А какие у нас еще бренды? Площадь Воли, необыкновенный Преображенский собор, памятник Александру II в полный рост. Но Шипов лес – это история государства, история кораблестроения.

– Расскажите, чем вы увлекаетесь в свободное от работы время?

– Я – за здоровый образ жизни и за спортивную составляющую в частности. Люблю лыжи, лыжероллеры. И кстати, в этой части у нас особая территория: Федерация лыжных гонок России доверила нам проведение нескольких этапов Кубка России, в том числе финала и Чемпионата России.

У меня есть кошка, которая дважды в год рожает восемь котят, и которых я пристраиваю. Я за природу.

– Кого из коллег – глав районов – считаете наиболее авторитетными и почему?

– В первую очередь, это глава Бобровского района Анатолий Иванович Балбеков – мой учитель. Нельзя не сказать и о таком авторитетном руководителе, как Василий Авдеев (глава администрации Аннинского района. – Прим. ред.). Он – история, «староста» районных глав. На сегодняшний день он дольше всех работает в должности районного главы в одном месте (Василий Иванович руководит Аннинским районом с 1991 года. – Прим. ред.). Еще Котолевский Николай Тимофеевич, глава Калачеевского района – тоже прошел большую управленческую школу. Это все уникальные люди, у них многому можно научиться.

В целом считаю, что сегодня все районные главы на своих местах. Есть районы маленькие, есть большие, есть огромные – а проблемы везде примерно одинаковые. Проблемы не зависят от размеров района, его дотационности и финансовой самостоятельности.

– Когда, по-вашему, произойдет полная смена поколений в корпусе глав районов? Когда это будет уместно и актуально?

– Я считаю, этого не нужно делать. У кого тогда учиться будем? Это должен быть плавный, эволюционный процесс. Безусловно, смена должна произойти – хотя бы, чтобы не «забронзоветь». Но должна быть и преемственность.

По моему мнению, каждый новый глава не должен уходить в критику прежнего руководства. Напротив, важно опираться на то лучшее, что было, и начинать с «чистого листа». Поэтому, в том числе, нужен институт районных глав, который позволит молодым управленцам перенять хороший опыт. Главами ведь не рождаются – этому учишься. И это вам подтвердит Юрий Иванович Матузов образца 2010 года.

Хотел бы добавить, что я выступаю за повышение престижа муниципальной службы. Вы же видите, к власти сегодня отношение в обществе не однозначное. Сегодня муниципальная служба – самая доступная для граждан. Федеральная власть далеко, региональная поближе. А народу все равно, чьи проблемы и чьи полномочия – они идут к нам. И мы людей не отталкиваем – наоборот, подсказываем и помогаем.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Так помогаете, что скоро останетесь в районе с Большим Советом холопов. Обидно за Бутурлиновка. За внешним фарсом нет перспектив развития района, из промышленно-развитого города власти превратили в площадку по перераспределению собственности.